Тема 6. Ценности и цели высшего образования (ВО)
Вопросы:
1. Каковы функции ВО, его назначение для общества?
Вместе с другими социокультурными институтами система профессионального образования выполняет ряд базовых функций (функция — обязанность, назначение) по отношению к человеку и обществу.
Первая группа функций (функции общие для всех социокультурных институтов)
Реляционная функция (от лат. relatio — донесение) направлена на освоение обучающимися определенных социальных ролей и статусов.
Регулятивная функция (от лат. regulare — приводить в порядок, давать направление) нацелена на выработку определенных стандартов поведения и социального контроля за действиями и поступками индивида – члена профессионального образовательного сообщества.
Аксиологическая функция (от греч. axios — ценный) связана с наличием в любом социальном институте определенной системы базовых ценностей, которые разделяются всеми его членами или их большинством. Несогласованность в системах ценностей указывает на кризисное состояние института и крайне затрудняет реализацию других его функций.
Интегративная функция (от лат. integer — целый) указывает на то, что в целях и результатах деятельности системы профессионального образования приоритетными должны быть интересы всего общества, а не только успешное функционирование отдельного социального института.
Вторая группа функций (специфические функции профессионального образования)
Указывает на особенности системы профессионального образования вряду других социокультурных институтов. Сюда относятся образовательная, воспитательная, развивающая, мировоззренческая, инновационная, экономическая функции.
Образовательная функция — это формирование у учащихся системы знаний о мире, уяснение ими фундаментальных научных принципов (которые работают в экономики, производстве, культуре); формирование и развитие общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности.
Воспитательная функция — предполагает формирование у обучающихся не только профессионально значимых знаний и умений, но и жизненных установок и принципов, освоение социально-нравственных норм, общечеловеческих ценностей,формирование поведения, приносящего пользу человеку и обществу.
Развивающая функция — предполагает развитие человека как личности, его подготовку к самостоятельной творческой жизни, к самореализации.
Основными ориентирами развития человека на этапе его профессионального образования выступают:
§ укрепление здоровья и физическое совершенствование;
§ развитие интеллекта и творческого мышления, самосознания и Я-концепции, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер, способностей;
§ формирование индивидуального стиля работы и общения.
При этом современная педагогика и психология не рассматривают развитие как целенаправленное формирование личности в соответствии с определенным идеалом. Данная функция может реализоваться посредством создания условий для саморазвития личности, путем предоставления широкого выбора возможностей в различных видах деятельности и оценочного отношения наставников к тому или иному выбору учащегося.
Мировоззренческаяфункция профессионального образования — это формирование целостного мировоззрения и мироощущения учащихся, адекватного современным достижениям фундаментальных наук.
Выпускник профессиональной школы, особенно высшей, должен быть способен к целеосмысленному общественному труду и культуротворчеству, к строительству собственной жизни, среды обитания и общения. Основное условие его жизнедеятельности — осознание целостной современной картины мира, осознание места, роли и назначения человека в этом мире, все это предполагает установление неагрессивных связей человека с миром, гармонизацию его контактов с природой, культурой и его отношения к самому себе. Без этого человек не сможет ориентироваться во все более усложняющемся мире, понимать причины и возможные последствия глобальных процессов современности, осознавать свою роль во взаимодействии с природными и общественными силами.
Инновационная функция — это формирование, распространение и внедрение идей, нацеленных на решение профессиональных и общекультурных задач нового класса.
Экономическаяфункция — предполагает активное включение системы профессионального образования, ее коллективных и индивидуальных представителей в функционирование и развитие рынков интеллектуальной собственности; услуг, прежде всего образовательных; товаров.
Наряду с явными функциями у профессионального образования имеются также латентные (от лат. latens — скрытый, невидимый) функции, например статусная и политическая.
Так, статуснаяфункция — это предоставление возможности получить профессиональное образование, в особенности высшее, что означает одновременно приобретение определенного социального статуса, который позволит подняться по социальной лестнице на ступеньку выше, чем без получения такого образования и без подтверждающего его сертификата; приобретение некоего «образовательного ценза», дающего допуск в особо привлекательные сферы профессиональной деятельности (дипломатия, банковское дело и др.); установление прочных дружеских связей с влиятельными представителями данной профессиональной общности.
Такой же неявной является и политическаяфункция, суть которой состоит в следующем. Система профессионального образования представляет собой весьма многочисленное сообщество людей, объединяющее разные возрастные группы, выражающие его общие интересы, которые реализуются в предъявлении законных требований (например, относительно повышения в должности или материальной поддержки со стороны государства). Подобные требования активизируют взаимодействие сферы профессионального образования (в лице профессиональных академических сообществ, советов ректоров, творческих союзов деятелей науки и культуры) с политической системой, влияя на деятельность правительственных органов и политических элит.
2. В чем заключается ценность ВО для личности?
Исходя из идей личностно-ориентированного образования в процессе обучения и воспитания в вузе, выпускниками должны осваиваться не только ЗУНы, но и способы мышления и деятельности по решению профессиональных задач в новых условиях, сформированы важные личностные качества специалиста.
Личностно-ориентированное профессиональное образование направлено на формирование нового типа работника, который является субъектом собственной жизни и профессиональной деятельности. Это означает, что для него потребности в творчестве, самообразовании и саморазвитии, к активной преобразующей позиции в профессиональной сфере приобретает если не доминирующий, то, безусловно, значимый характер.
Вопрос для размышления. Какие условия следует создать в вузе, чтобы обеспечить профессиональное становление личности?
Результат профессионального образования личности характеризуется:
1) способностью выпускника к выполнению функциональных обязанностей;
2) профессионализмом – уровнем мастерства в определенном профессиональном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.
Выделяют этапы (ступени) развития профессионализма: функциональная грамотность, профессиональные квалификация, компетентность личности.
Функциональная грамотность— это минимальный уровень сформированности знаний, умений и навыков, необходимый для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительского характера и для последующего профессионального образования.
Функционально грамотным можно считать также работника, способного применять общеобразовательные знания и умения в своем труде (умения достаточно быстро считывать текст и помнить необходимую информацию, мысленно выполнять математические действия, грамотно заполнять документацию и др.).
Профессиональная квалификация – это достижение определенного уровня профессионального образования работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретной работы.
Профессиональная компетентность — это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.
Компетентность определяется умением мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации. Важнейшими составляющими профессиональной компетентности выступают профессиональная мобильность, способность к самовыражению и созиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.
3. В чем социальная и педагогическая ценность ВО?