Тексты для выполнения задания.
Отечественная школа ( письменные задания для выступлений)
Задание 1. ”Поучение”
Православная педагогическая традиция Древней Руси закреплялась в церковной литературе, в поучениях, которые содержали в себе не только комплекс знаний о мире, человеке, его жизни, но и нравственные ориентиры для праведного богоугодного поведения. ”Поучение” – выдающийся памятник древнерусской педагогической мысли XII в., в котором впервые в русской педагогической литературе изложены глубокие суждения о связи воспитания с образованием, о роли опыта и примера старших в становлении личности, значении активной деятельности и трудолюбия в формировании человека, средствах и способах воспитания нравственного поведения детей.
Составьте поучение своим детям. Прочитайте ”Поучение” Владимира Мономаха. Что общего и в чем отличие этих поучений? Чем это можно объяснить?
Алгоритм выполнения задания:
1. Подумайте, какие советы Вы дали бы своим детям.
2. Сформулируйте эти пожелания как наказ для потомков.
3. Прочитайте ”Поучение” Владимира Мономаха и выделите основные пожелания молодежи, высказанные великим киевским князем.
4. Найдите общее и отличия в двух поучениях.
5. Объясните, почему в Вашем ”Поучении” и в ”Поучении” Владимира Мономаха есть общие и отличительные пожелания.
Критерии оценки выполнения задания.
Задание оценивается по следующим критериям:
Полнота изложения собственных положений ”Поучения”.
Полнота выделения основных положений ”Поучения” Владимира Мономаха.
Аргументированность общего и отличий в положениях ”Поучений” Владимира Мономаха и Студента.
Оригинальность изложения ”Поучения”.
Список рекомендуемой литературы
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV — XVII вв. /Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. – М., 1985. – С.164–167.
Кошелева О.Е. Основы православной педагогики в Древней Руси //Европейская педагогика от античности до Нового времени. Ч. 2. М., 1993.
Мошкова Л.В. Три грани древнерусского образования (цель, содержание, ценность) //Европейская педагогика от античности до Нового времени. Ч. 2. М., 1993.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1989.
Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия. Ч. 1 / Сост. О.Е. Кошелева, Л.В. Мошкова. – М., 1992.
Дополнительная литература
1. Алова В. Г. Православная педагогика в средневековой Руси: уроки для современности //Magister. 1997. №4.
2. Воробьев М.Н Православное просвещение на Руси (X—XVII вв.) // Педагогика. 1996. № 2.
3. Днепров Э.Д. Историография школы и педагогической мысли Древней Руси // Советская педагогика. 1984. № 4.
4. Курочкина К.Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII—XVIII вв.) М.. 2002.
Тексты для выполнения задания.
“Поучение” Владимира Мономаха (1117 г.)
Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Мономахов… Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, и будет трудиться.
Пpeжде всего Бога ради и дyши своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил. …
… взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: ”О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?” и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. …
Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и не порочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господнее:
”Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится”. …
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову: ”очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех”. ”Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу.'' Приходите да соединимся, говорит господь. Если будут грехи ваши как обагренные,— как снег, обелю их” и прочее. “Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем: “Слава тебе, человеколюбец!”
Поистине, дети мои, разумейте, … Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. …
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они: ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.
”Что такое человек, как подумаешь о нем?” “Велик ты, господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои”…
Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то “господи, помилуй” взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше,— нежели думать безлепицу, ездя. Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. … Паче же всего, гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну ”выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный, или посол; если не можете почтить его подарком — то пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего. …
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность есть всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступали отец мой блаженный и все добрые мужи совершённые.
Антология педагогической мысли Древней Руси и
Русского государства ХIV — XVII вв.
– М., 1985. – С.164–167.
Задание 2. Идеи отечественной педагогики X-XVII веков.
Следующие вопросы и задания требуют сравнительного анализа. Проведите его, чтобы более четко выделить ведущие идеи отечественной педагогической мысли X–XVII веков.
1*. Дайте сравнительную характеристику древнерусских педагогических идей X—XIII вв. и западноевропейских педагогических идей того же времени.
2*. Какие социокультурные процессы определили новые тенденции в развитии отечественной педагогики XVII в.?
3*. Какие ”уроки древнерусской педагогики” могут быть полезны для решения современных проблем образования?
Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитайте внимательно тексты учебных пособий ”История образования и педагогической мысли за рубежом и в России” под редакцией З.И.Васильевой (пп.3,4 раздела I) и ”История педагогики: Введение в курс ”История образования и педагогической мысли” Г.Б.Корнетова (темы 6,8).
2. Выделите педагогические идеи, имевшие место в Древней Руси и в Западной Европе, и дайте им сравнительные характеристики, заполнив таблицу 2.
Таблица 2.
Сравнительная характеристика древнерусских и западноевропейских педагогических идей X—XIII вв.
Идеи | Древняя Русь | Западная Европа |
Трансформация культуры на основе проникновения религиозной идеологии христианства | ||
Жизнь человека – путь познания Бога | ||
Религиозное воспитание – эффективный способ познания Бога | ||
Соединение светского и духовного начала | ||
Мудрость есть не практическая добродетель, а знание, приобретенное в результате обучения | ||
Противопоставление образования, основывающегося на знании, образованию, полученному в результате собственных исследовательских умений | ||
Знание облагораживает человеческую природу, позволяет осознанно относиться к себе и к своим занятиям | ||
Задание 3. Социальные роли в ”Домострое”
Отыщите конкретные указания для выполнения различных социальных ролей: ”Родители”, ”Дети”, ”Мужья”, ”Жены”, ”Господа”, ”Слуги”. Сформулируйте свое мнение по реализации данных социальных ролей в современных условиях.
Из названных социальных ролей на семинарском занятии Вам достанется только одна роль, выбрав ее, подберите наиболее показательные цитаты, раскрывающие ее сущность, например, как, судя по тексту, относились родители к детям. Приготовьте выступление по выбранной роли.
Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитайте внимательно текст ”Домостроя”.
2. Выделите социальные роли: ”Родители”, ”Дети”, ”Мужья”, ”Жены”, ”Господа”, ”Слуги”( распределите внутри своей группы)
3. Найдите положительные и отрицательные характеристики этих ролей.
4. Подтвердите выделенные характеристики цитатами.
5. Выскажите свои суждения по реализации данных социальных ролей в современной семье.