Взаимосвязь типов знаний, уровней возможного усвоения знаний, целей, методов и результатов
№ п/п | Тип знания | Виды деятельности, связанные с применением знания | Уровни взаимного усвоения знаний учащимися | Планируемые цели | Используемые методы и формы организации деятельности | Методы выявления результатов обучения и воспитания | Примечания | |
Факт, явление | Описание | Репродуктивный, деятельность по образцу | Например, познакомить учащихся с процессом кипения воды | Объяснительно-иллюстративный метод | Воспроизведение материала, деятельности этапа | |||
Понятие(ответ на вопрос «Что это?») | Классификация объектов | 1. Репродуктивный 2. Применение понятия в знакомых ситуациях 3. Применение понятия в новых для ребенка ситуациях | 1 -я цель 2-я цель 3-я цель | Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Организация поисковой деятельности учащихся и проблемное обучение | Воспроизведение Знакомые для детей ситуации для выработки умений Проблемные задания | |||
Элементы теоретического знания (ответы на вопросы «Почему?», «В какой связи?») | Объяснение явлений, установление причинно-следственных, временных и пространственных связей | Те же три уровня усвоения, что и в п. 2 | Та же структура методов | Те же методы и организационные формы | Те же методы | |||
Нормы и правила поведения, деятельности и общения | Описание, объяснение, сравнение, оценки | Те же три уровня усвоения | Та же структура методов | Те же методы и организационные формы | Те же методы | |||
Различные воспитательные деятельности: труд, учеба, игра, праздники и т. д. | Коллективная деятельность | Применение норм и правил поведения, общения и деятельности в реальных условиях | Всестороннее развитие личности | Самостоятельная деятельность детей | Наблюдения, анкетирование, творческие работы детей, их оценки результатов деятельности |
Типы знаний, связанные с ними деятельности, методы и приемы обучения помогают учителю и воспитателю планировать свою деятельность. Разумеется, формы планов могут быть самыми различными, но планирование учебно-воспитательной работы обязательно, так как планирование помогает педагогу:
- четко представить те «ступеньки» увеличивающихся знаний, умений, изменяющихся отношений ребенка к миру, к другим людям, самому себе, по которым его надо провести, чтобы сделать, создать настоящего человека, нового члена общества;
-управлять учебно-воспитательным процессом, который формирует личность ребенка, корректировать свою деятельность и деятельность детей путем совершенствования содержания, методов и форм организации обучения и воспитания, если на каком-то этапе (отдельном уроке, воспитательном мероприятии, завершении изучаемой темы, четверти, учебного года и т. д. ) не достигаются поставленные цели;
- увидеть перспективу развития педагогического процесса, усложнения знаний, умений и изменений в отношениях ребенка к миру, другим людям, к себе самому, ценностных ориентации и других качеств его личности.
В предлагаемой таблице в основу планирования положены конкретные цели обучения и воспитания (цели образования), поэтому такое планирование называется целевым.
Прежде чем начинать планировать учебно-воспитательную деятельность, надо смотреть программы по всем предметам того класса, где вы будете работать в данном учебном году, выделив в них знания и умения, которые должны быть у учащихся к концу года. Именно они определят цели обучения тому или иному предмету.
Несмотря на то что в программе определены конкретные цели обучения на каждый год, по каждому учебному предмету, планирование собственной учебно-воспитательной работы необходимо. Объясняется это следующими причинами:
-в программах дается примерное количество часов на изучение каждой темы предмета, учитель по своему усмотрению может изменять время, отводимое на тему, раздел и даже предмет, может менять порядок изучения;
- учебно-воспитательный процесс в школах, расположенных в различных регионах Российской Федерации (в городе, селе, на севере, юге), отличается содержанием местного материала, которым пользуется учитель в своей
116
работе, национальными и региональными особенностями данной местности и др. ;
- состав учащихся каждого класса неодинаков по уровню подготовки к усвоению программного материала, по индивидуальным интересам, склонностям, воспитанности детей.
Основой планирования воспитательной деятельности в детском саду, например, должны быть праздники. Ведь праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные и религиозные традиции. Везде есть свои традиционные праздники, т. е. свой праздничный календарь. Таких календарей может быть много, для каждого детского сада - свои. Начиная планировать учебно-воспитательную деятельность детского сада, следует отобрать наиболее характерные для данного региона праздники, т. е. создать свой праздничный календарь. В нем должны быть выделены праздники общие для детского сада и групповые. Отобранные праздники и составят содержательную основу, т. е. базу планирования работы на идеях народной педагогики.
Формы планов могут быть различными (по дням недели, направлениям, видам деятельности и др. ), однако все они должны строиться с учетом следующих принципов:
- изучение местных условий, особенностей и воспитательных возможностей (семьи и детей, возможностей родителей по оказанию помощи детскому саду и необходимости оказания педагогической помощи родителям);
- четкое определение конечных целей воспитания и обучения детей и воспитательных задач на планируемый период;
- отбор учебно-воспитательной деятельности из Программы в соответствии с поставленными целями и воспитательными задачами (отобранное содержание должно быть систематизировано по каждому виду деятельности и представлять перспективу развития личности ребенка данного возрастного периода на весь срок пребывания его в детском саду);
- организация совместной деятельности воспитателей детского сада и родителей (не эпизодические встречи на праздниках или приеме детей, а система взаимной помощи);
- изучение и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Определив цели и воспитательные задачи для детского сада в целом и для отдельных возрастных групп, даже для
117
отдельных детей, необходимо выстроить учебно-воспитательную систему на основе празднично-игровой культуры. Ибо любой праздник фактически интегрирует в своем содержании самые разные виды деятельности детей, направленные на формирование учебных знаний, нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом.
Основу могут составить четыре праздника, например Встреча новичков (сентябрь). Новый год (декабрь) с колядками, Масленица (весна). Прощание с выпускниками (май).
На первый взгляд в этом перечне действительно народным праздником является только Масленица. Однако при организации любого праздника можно и нужно использовать народные традиции, характерные для соответствующего периода. Например, встречу новичков можно соотнести со Спасовками: созреванием и первым сбором плодов. В этом случае на празднике встречи новичков для малышей накрывают фруктовые столы. Дети старшей и средней групп готовят соответствующие рисунки и аппликации, малышам дарят яблоки, ставят сценки из сказок, где фигурируют эти плоды (молодильные яблоки, золотое яблочко, яблонька, защитившая девочку от погони, наливное яблочко и т. п. ).
Новый год можно связать с колядками, т. е. с ряжеными, прославлением добрых людей и пожеланием им здоровья и счастья. Дети вместе с воспитателем могут приготовить и посвятить этот праздник родителям, дедушкам и бабушкам, подготовить для них подарки, разучить колядочные прославления с благодарностью к своим родителям за любовь и ласку.
Выпускной праздник в зависимости от даты может быть приурочен к Красной горке, Вознесению или Троице. Все эти праздники связаны с цветами, обычаями встречи лета.
Дети могут быть одеты в костюмы цветов с веночками на головах. Можно разучить к этому празднику вальс цветов из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица». Помещение, в котором будет проходить праздник, следует убрать цветами, ветками берез, украсить рисунками на темы «Лето», «Природа», «Праздник» и т. п.
В зависимости от региональных особенностей любой праздник может быть заменен другим, специфическим для данного региона. Запланировав праздники, воспитатель
118
может выбрать из Программы воспитания содержание учебно-воспитательной деятельности для их подготовки.
Для примера рассмотрим один из вариантов возможного планирования учебно-воспитательной деятельности на основе празднично-игровой культуры.