Взаимосвязь типов знаний, уровней возможного усвоения знаний, целей, методов и результатов

№ п/п   Тип знания   Виды деятельности, связанные с применением знания   Уровни взаимного усвоения знаний учащимися   Планируемые цели   Используемые методы и фор­мы организации деятельности   Методы выявления результатов обучения и воспитания   При­меча­ния  
  Факт, явление   Описание   Репродуктивный, деятельность по образцу   Например, познакомить учащихся с процессом ки­пения воды   Объяснительно-иллюстратив­ный метод   Воспроизве­дение материа­ла, деятельно­сти этапа      
  Понятие(ответ на вопрос «Что это?»)   Классификация объектов   1. Репродуктивный 2. Применение по­нятия в знакомых ситуациях 3. Применение по­нятия в новых для ребенка ситуациях   1 -я цель 2-я цель 3-я цель   Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Организация по­исковой деятель­ности учащихся и проблемное обучение   Воспроизве­дение Знакомые для детей ситуации для выработки умений Проблемные задания      
  Элементы теоретиче­ского знания (ответы на вопросы «Почему?», «В какой связи?»)   Объяснение явлений, уста­новление при­чинно-следст­венных, вре­менных и про­странственных связей   Те же три уровня усвоения, что и в п. 2   Та же структура методов   Те же методы и организацион­ные формы   Те же методы        
  Нормы и правила поведения, деятельно­сти и общения   Описание, объ­яснение, срав­нение, оценки   Те же три уровня усвоения   Та же структура методов   Те же методы и организацион­ные формы   Те же методы        
  Различные воспита­тельные деятельности: труд, учеба, игра, праздники и т. д.   Коллективная деятельность   Применение норм и правил поведения, общения и деятель­ности в реальных условиях   Всестороннее развитие лич­ности   Самостоятель­ная деятель­ность детей   Наблюдения, анкетирование, творческие ра­боты детей, их оценки резуль­татов деятель­ности        

Типы знаний, связанные с ними деятельности, методы и приемы обучения помогают учителю и воспитателю плани­ровать свою деятельность. Разумеется, формы планов могут быть самыми различными, но планирование учебно-воспитательной работы обязательно, так как планирование помогает педагогу:

- четко представить те «ступеньки» увеличивающихся знаний, умений, изменяющихся отношений ребенка к ми­ру, к другим людям, самому себе, по которым его надо провести, чтобы сделать, создать настоящего человека, нового члена общества;

-управлять учебно-воспитательным процессом, который формирует личность ребенка, корректировать свою дея­тельность и деятельность детей путем совершенствования содержания, методов и форм организации обучения и вос­питания, если на каком-то этапе (отдельном уроке, воспита­тельном мероприятии, завершении изучаемой темы, четвер­ти, учебного года и т. д. ) не достигаются поставленные цели;

- увидеть перспективу развития педагогического про­цесса, усложнения знаний, умений и изменений в отноше­ниях ребенка к миру, другим людям, к себе самому, ценно­стных ориентации и других качеств его личности.

В предлагаемой таблице в основу планирования поло­жены конкретные цели обучения и воспитания (цели обра­зования), поэтому такое планирование называется целевым.

Прежде чем начинать планировать учебно-воспита­тельную деятельность, надо смотреть программы по всем предметам того класса, где вы будете работать в данном учебном году, выделив в них знания и умения, которые должны быть у учащихся к концу года. Именно они опре­делят цели обучения тому или иному предмету.

Несмотря на то что в программе определены конкрет­ные цели обучения на каждый год, по каждому учебному предмету, планирование собственной учебно-воспита­тельной работы необходимо. Объясняется это следующи­ми причинами:

-в программах дается примерное количество часов на изучение каждой темы предмета, учитель по своему ус­мотрению может изменять время, отводимое на тему, раз­дел и даже предмет, может менять порядок изучения;

- учебно-воспитательный процесс в школах, располо­женных в различных регионах Российской Федерации (в городе, селе, на севере, юге), отличается содержанием ме­стного материала, которым пользуется учитель в своей

116

работе, национальными и региональными особенностями данной местности и др. ;

- состав учащихся каждого класса неодинаков по уров­ню подготовки к усвоению программного материала, по индивидуальным интересам, склонностям, воспитанно­сти детей.

Основой планирования воспитательной деятельности в детском саду, например, должны быть праздники. Ведь праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные и рели­гиозные традиции. Везде есть свои традиционные празд­ники, т. е. свой праздничный календарь. Таких календарей может быть много, для каждого детского сада - свои. На­чиная планировать учебно-воспитательную деятельность детского сада, следует отобрать наиболее характерные для данного региона праздники, т. е. создать свой празднич­ный календарь. В нем должны быть выделены праздники общие для детского сада и групповые. Отобранные празд­ники и составят содержательную основу, т. е. базу плани­рования работы на идеях народной педагогики.

Формы планов могут быть различными (по дням неде­ли, направлениям, видам деятельности и др. ), однако все они должны строиться с учетом следующих принципов:

- изучение местных условий, особенностей и воспита­тельных возможностей (семьи и детей, возможностей ро­дителей по оказанию помощи детскому саду и необходимости оказания педагогической помощи родителям);

- четкое определение конечных целей воспитания и обучения детей и воспитательных задач на планируемый период;

- отбор учебно-воспитательной деятельности из Про­граммы в соответствии с поставленными целями и воспи­тательными задачами (отобранное содержание должно быть систематизировано по каждому виду деятельности и представлять перспективу развития личности ребенка данного возрастного периода на весь срок пребывания его в детском саду);

- организация совместной деятельности воспитателей детского сада и родителей (не эпизодические встречи на праздниках или приеме детей, а система взаимной помощи);

- изучение и учет возрастных и индивидуальных осо­бенностей детей.

Определив цели и воспитательные задачи для детского сада в целом и для отдельных возрастных групп, даже для

117

отдельных детей, необходимо выстроить учебно-воспита­тельную систему на основе празднично-игровой культуры. Ибо любой праздник фактически интегрирует в своем содержании самые разные виды деятельности детей, на­правленные на формирование учебных знаний, нравствен­ных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и об­щения в целом.

Основу могут составить четыре праздника, например Встреча новичков (сентябрь). Новый год (декабрь) с ко­лядками, Масленица (весна). Прощание с выпускника­ми (май).

На первый взгляд в этом перечне действительно народ­ным праздником является только Масленица. Однако при организации любого праздника можно и нужно использо­вать народные традиции, характерные для соответствую­щего периода. Например, встречу новичков можно соот­нести со Спасовками: созреванием и первым сбором пло­дов. В этом случае на празднике встречи новичков для малышей накрывают фруктовые столы. Дети старшей и средней групп готовят соответствующие рисунки и аппли­кации, малышам дарят яблоки, ставят сценки из сказок, где фигурируют эти плоды (молодильные яблоки, золотое яблочко, яблонька, защитившая девочку от погони, на­ливное яблочко и т. п. ).

Новый год можно связать с колядками, т. е. с ряжены­ми, прославлением добрых людей и пожеланием им здо­ровья и счастья. Дети вместе с воспитателем могут приготовить и посвятить этот праздник родителям, дедушкам и бабушкам, подготовить для них подарки, разучить колядочные прославления с благодарностью к своим родите­лям за любовь и ласку.

Выпускной праздник в зависимости от даты может быть приурочен к Красной горке, Вознесению или Трои­це. Все эти праздники связаны с цветами, обычаями встре­чи лета.

Дети могут быть одеты в костюмы цветов с веночками на головах. Можно разучить к этому празднику вальс цве­тов из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица». По­мещение, в котором будет проходить праздник, следует убрать цветами, ветками берез, украсить рисунками на те­мы «Лето», «Природа», «Праздник» и т. п.

В зависимости от региональных особенностей любой праздник может быть заменен другим, специфическим для данного региона. Запланировав праздники, воспитатель

118

может выбрать из Программы воспитания содержание учебно-воспитательной деятельности для их подготовки.

Для примера рассмотрим один из вариантов возможно­го планирования учебно-воспитательной деятельности на основе празднично-игровой культуры.

Наши рекомендации