Система педагогических наук.
Общая педагогика | изучает и формулирует общие (фундаментальные) для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений законы, принципы, формы и методы обучения и воспитания |
История педагогики | изучает развитие педагогических идей в различные исторические эпохи |
Сравнительная педагогика | исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий |
Возрастная педагогика | изучает особенности развития человека на различных возрастных этапах |
Специальная педагогика | разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и обучения людей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии |
Методика преподавания | содержит частные закономерности обучения конкретным дисциплинам, накапливает технологический инструментарий оптимальных методов и средств обучения содержания учебных дисциплин |
Профессиональная педагогика | изучает теоретические основы, принципы, технологии воспитания и обучения человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности |
Социальная педагогика | содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и обучения детей и взрослых |
Исправительно-трудовая педагогика | исследует теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц |
Андрогогика | изучает закономерности воспитания, образования, обучения во взрослом возрасте |
Лечебная педагогика | разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности для ослабленных и больных людей на основе интегрированных знаний медико-педагогической |
Философия образования | разрабатывает методологию педагогической науки |
Социология образования | разрабатывает связь педагогики с обществом и современной парадигмой образования |
Выделяют теоретическую и технологическую функции педагогики (табл. 14.3.), которые осуществляются в органическом единстве.
Таблица 14.3
Функции педагогики
теоретическая функция, ее уровни и задачи | |
Описательный уровень | изучение передового и новаторского опыта |
Диагностический (объяснительный) уровень | выявление состояния педагогических явлений (принципов, правил, и др.) |
Прогностический уровень | проведение экспериментальных исследований с целью развития педагогической теории и практики |
технологическая функция, ее уровни и задачи | |
Проективный (прикладной) уровень | разработка методических материалов, определяющих нормативный план педагогической деятельности |
Преобразовательный уровень | внедрение достижений науки в практическую деятельность |
Рефлексивный (оценочный) | анализ результатов научных исследований |
Основные задачи педагогики на современном этапе:
1. анализ современного состояния образования и прогнозирование его развития;
2. разработка теоретико-методологических основ образования;
3. выявление закономерностей обучения, воспитания и управления педагогическими системами как на уровне взаимосвязанных компонентов организационного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности, так и на уровне каждого образовательного учреждения;
4. определение содержания образования в конкретных условиях;
5. разработка образовательных стандартов;
6. разработка новых технологий и систем обучения и воспитания;
7. изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;
8. внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
9. изучение истории развития образования и педагогической мысли.
Методология педагогики – это совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Основные методологические принципы современной педагогики: научность, системность, духовность, толерантность, персонификация, социализация, рационализация, демократизация, гармонизация. Методы педагогических исследований:
1. эмпирические – педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, интервью, эксперимент, метод экспертных оценок, изучение документации и продуктов деятельности, изучение и обобщение передового педагогического опыта и др;
2. теоретические – сравнение, анализ, синтез, классификация и др;
3. математические - ранжирование, регистрация, методы математической статистики обработки полученных данных и др.
Педагогическая парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) - культурно-исторический тип педагогического мышления и педагогической практики. В теории педагогики и педагогической деятельности утвердились две педагогические парадигмы: научно-технократическая – репродуктивная, авторитарная, субъектно-объектная; личностно-ориентированная – гуманистическая, личностно-развивающая, субъектно-субъектная.
Педагогическая парадигма - модель построения педагогического процесса и педагогической системы в конкретный исторический период в зависимости от мировоззрения эпохи (табл. 14.4.)
Таблица 14.4