Система педагогических наук

Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение отраслей педагогики. Среди этих отраслей есть совсем “молодые”. Ряд отраслей имеют многовековую историческую давность. Такое развитие педагогики, естественно, привело к тому, что ее уже определяют как систему наук об образовании детей и взрослых.

Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики (теории обучения) дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию. Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно-, двух- и многодетных, полных и неполных семей.

Педагогика школы относится к самым развитым отраслям педагогики. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметный ценный опыт руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях. Исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологий, политических устройств дают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс. Школьная педагогика как наука является базой для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования как самостоятельная отрасль наук находится на стадии становления. Ее теоретические основы в настоящее время развиваются за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики. Наблюдается активизация научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования.

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами, среди которых – фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Однако многие из них участвуют в создании новых обучающих конструкций высшего образования, разрабатывают оригинальные методики обучения студентов. Нередко эти инновационные разработки организуются при участии самих студентов. Это основная специфическая особенность педагогики высшей школы.

Другой специфической особенностью педагогики высшей школы является ее преемственность со школьной педагогикой. Многие теоретические основы обучения и воспитания будущих специалистов в различных областях материальной и духовной жизни отражают преемственность общего и профессионального образования. Общепризнано, что педагогика школы как наиболее развитая область научного знания есть источник обогащения других ветвей науки о воспитании.

Производственная педагогика нацелена прежде всего на обучение работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переподготовку к новым профессиям. Активная динамика рынка труда, появление (исчезновение) специальностей и профессий превращает в неизбежность постоянное, непрерывное образование людей, занятых в любой сфере производства. Теоретические и прикладные результаты исследований в данной области напрямую связаны с производственным прогрессом. Наука обеспечивает теоретическими обоснованиями и разработкой дидактических средств огромную сеть институтов, центров, курсов переподготовки кадров, повышения их квалификации.

Социальная педагогика включает в себя теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. В последнее время укореняется понятие дополнительного образования, которое дают многопрофильные образовательно- воспитательные учреждения. В клубах, на станциях юных техников, в домах народного творчества, на спортивных базах, в студиях музыкального и театрального искусства дети и молодежь находят возможность удовлетворять свои творческие потребности, вовлекаться в полезные формы досуга, получать необходимые, в том числе и профессиональные знания. Благодаря научным исследованиям внешкольная система занятости детей и взрослых получает возможность эффективного развития, превращается в источник повышения культуры общества.

В систему педагогических наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и всех иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Полученные авторами методик научные результаты имеют значение не только для конкретного учебного предмета, но и расширяют арсенал общей теории обучения – дидактики.

Взаимосвязь педагогической науки и практики

Педагогическая практика - это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и формы развития педагогики.

Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что в итоге способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки.

Одна из форм проявления единства науки и практики в сфере образования заключается в том, что они осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества путем приобщения каждого человека к культуре, развития его личности. Другая форма - единая система их взаимосвязи, наличие которой - необходимое условие влияния педагогической науки на практику и выполнение практикой роли источника научного знания.

Сопоставим науку и практику по характеристикам, которые присущи любой деятельности, это: объекты, средства, результаты. Объектом практической педагогической деятельности является человек, которого воспитывают и обучают. Объект научной педагогической деятельности - это образование как система практической педагогической деятельности в единстве всех ее компонентов. Средства, применяемые в научной и практической педагогической деятельности, соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической деятельности людей. Для педагогической практики это методы, приемы, организационные формы воспитания и обучения, а также наглядные пособия, технические средства и пр. Для науки - методы научного познания: наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теорий, проверка их путем эксперимента, материальное оснащение экспериментальной работы и т.п. Цель и результат практической работы учителя - обученность и воспитанность как качества личности.

3. Понятийный аппарат науки как ее основа. Особенности понятийного аппарата педагогики. Сущность понятия «категория».

Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, конструирующих предмет данной науки. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями.

Прежде чем говорить о категориях педагогики, необходимо обратиться к словарю и определить вообще понятие категория с точки зрения философии. Категория (от греч. kategoria – «высказывание; признак») – предельно общее понятие. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т. е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Своя система категорий присуща каждой конкретной науке.

В любой науке среди множества понятий можно выделить наиболее существенные – те, которые одинаково определяются в любой её отрасли, без которых невозможно обойтись, описывая её предмет, и которые соответствуют её базовым процессам и явлениям. Они называются категориями и составляют категориально-понятийный аппарат данной науки.

Категории педагогики – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые педагогической наукой.

Эти категории очень сложны, а потому и само их толкование в педагогической науке неоднозначно.

Перечень категорий педагогики также не является общепринятым, поскольку…

- все научно-педагогические понятия, так или иначе, связаны между собой, вследствие чего не общепринята та граница, которая отделила бы категориальные понятия от всех прочих;

- многие базовые педагогические понятия активно используются и другими науками о человеке и обществе, вопрос отнесения их к «чисто педагогическим» не имеет однозначного ответа.

Среди учёных не вызывает сомнения необходимость отнесение к категориям педагогики следующих понятий: обучение, воспитание, образование.

Часто к ним добавляют формирование личности.

Наряду с формированием, многие относят к категориям педагогики развитие исоциализацию личности. Наконец, среди категорий педагогики можно встретить базовые понятия, присущие только педагогической науке:педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая деятельность.

Определим сущность этих понятий.

Воспитание – 1) воздействие общества на личность; 2) социальный процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению; 3) процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой ученики приобретают научные знания и практический опыт их применения.

Образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.

Формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека.

Развитие в широком смысле – процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:

1) всестороннее развитие человека как индивида;

2) физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.;

3) развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);

4) развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.

Социализация личности – процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит. Иначе говоря, социализация – это процесс вхождения личности в общество, «встраивания» человека в систему общественных отношений. И здесь тоже есть несколько вариантов трактовки понятия, ведь в обществе человеку надо уметь адаптироваться к социальным условиям, но важно и уметь использовать ресурсы социальных отношений для реализации своих потребностей, своей уникальности.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развития личности воспитанников.

Педагогическая система – социально обусловленная целостность участников педагогического процесса, взаимодействующих друг с другом, с окружающей средой и её духовными и материальными ценностями, направленная на формирование и развитие личности.

Педагогическая деятельность – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.

Определить категории педагогики – это лишь часть их понимания их сущности. В категориально-понятийном аппарате все они взаимосвязаны, образуя целостную систему (именно «аппарат», а не разрозненные детали).

4. Характеристика основных педагогических категорий: общее понятие воспитания, воспитание в узком и широком значении, образование, педагогический процесс, обучение, самовоспитание, самообучение, самообразование.

Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех социальных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социо-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

Воспитание в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности, в условиях специально организованной воспитательной системы обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Воспитание в узком педагогическом смысле – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью, формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Образование –

как процесс усвоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, опыта, познавательной и практической деятельности, целостных отношений и ориентации;

как результат: уровень освоения системы знаний, умений, опыта деятельности и отношений.

Как система: совокупность преемственных государственных образовательных стандартов, программ, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образования.

Педагогически процесс— целостный учебно-воспи­тательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обуче­ния, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудни­чеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Про­цесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях пед. систем, в к-рых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, про­фессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).

Обучение— 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Самовоспитание— сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Глав­ным условием С. является наличие истинного знания о себе, пра­вильной самооценки, самоосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаи­мосвязи с воспитанием.

Социализация — процесс усвоения и активного воспро­изведения человеком соц. опыта, овладения навыками практи­ческой и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. С. осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, вос­питание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.). Понятие С. было введено в соц. психологию в 40—50-е годы. Решающую роль в С. ребенка играет семья.

Саморазвитие– это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.

5. Роль образования в обществе. Гуманитаризация содержания образования молодежи в условиях социально-экономического и научно-технического прогресса общества.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Гуманитаризация образования - один из путей гуманизации /очеловечивания/ всей системы образования, состоящий в первую очередь в преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых студенты приобщаются к гуманитарной культуре, то есть к ценностям, выработанным на протяжении истории человечества философией, искусством и религией.

Гуманитаризация есть образовательная идеология, требующая пересмотра основных методических концепций. Так, гуманитаризация процесса формирования понятий предполагает прежде всего конструирование методической концепции, основанной на представлении о понятии как специфической деятельности. Отсюда основная задача заключается в конструировании структуры деятельности, адекватной понятиям.

Гуманитаризация образования предполагает внесение корректив в содержание образования. Если с содержанием традиционно связывают совокупность определений, закономерностей, то деятельностная основа содержания ориентирует на отражение в нем действий, адекватных понятиям, закономерностям, способов деятельности и эвристик. Последние должны быть «равноправны» с предметными знаниями.

6. Научные основы определения содержания образования. Теории формирования содержания образования.

Наши рекомендации