ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б. 2.3.1(1) ЛОГИКА
Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование
Профили подготовки: Русский язык и литература
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная
Составитель:
к. филос. н., доцент кафедры
философии и социально-гуманитарных дисциплин
________________В.М.Журавлев
Бийск 2012
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утвержден 22 марта 2010 г. № 200) и учебного плана по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература» ), утвержденного Ученым советом ФГОУ ВПО «АГАО» (от 10.05.2011, протокол № 8).
Распределение по семестрам
Номер семестра | Учебные занятия | Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий | Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен) | |||||
Общий объем | В том числе | |||||||
Аудиторные | Самостоя-тельная работа | |||||||
Всего | Из них | |||||||
Лекции | Практ. | Консультации | ||||||
нет | зачет |
Программа обсуждена на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № __1__ от «__30__» _______августа__________ 2012 г.
Заведующий кафедрой _____________________ А.М.Беспалов
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: заложить теоретические основы и развить практические навыки логической культуры мышления будущего специалиста.
Задачи дисциплины:
1. Ознакомление студентов с основными законами и формами правильного мышления.
2. Закрепление твердых навыков сознательного применения полученных знаний в ходе логического анализа человеческого мышления.
3. Овладение основными приемами доказательных рассуждений, умением вести дискуссию и полемику.
4. Ознакомление студентов с методикой формирования логического мышления учащихся средних учебных заведений.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Логика» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и входит в состав курсов по выбору студентов (Б 1.3.1(2)).
Областью [-ями] профессиональной деятельности бакалавров, на которую [-ые] ориентирует дисциплина «Логика», является [образование, социальная сфера].
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:
– обучение;
– воспитание;
– развитие;
Профильной [-ыми] для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
[в области педагогической деятельности:
– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
Для освоения дисциплины «Логика» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения «философии», «психологии», «основ математической обработки информации».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения любых образовательных дисциплин философия, социология, политология, прохождения педагогической практики, подготовки к написанию и защите курсовых и дипломной работ.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
1. Основные виды понятий и логические операции с ними.
2. Основные виды суждений и способы их образования.
3. Структуру вопроса и его разновидности.
4. Основные виды умозаключений и правила их вывода.
5. Логические основы аргументации и правила доказательного рассуждения.
6. Основные приемы ведения дискуссии и полемики.
Уметь
1. Давать определения понятиям и правильно строить классификации
2. Логически грамотно оформлять суждения и анализировать отношения между ними.
3. Формулировать вопросы и отвечать на них.
4. Логично рассуждать и находить ошибки в рассуждениях.
5. Доказывать свою точку зрения и опровергать чужую.
6. Профессионально вести дискуссию и полемику.
Владеть
Навыками анализа процессов и форм человеческого мышления и практического применения полученных логических знаний в общении с людьми и в своей интеллектуальной профессиональной деятельности.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
Аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Консультации | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||
В том числе: | |||
Подготовка к практическим занятиям | |||
Контрольные работы по основным темам курса | |||
Вид промежуточной аттестации: (зачет) | |||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
ЛЕКЦИИ | ||
ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ. ЛОГИКА И ЯЗЫК | Предмет и значение логики. Логика и язык. Мышление как предмет изучения логики. Логика как наука о формах и законах правильного мышления. Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логического закона. Истинность мысли и логическая правильность рассуждения. Историческое развитие логики. Основные типы неклассических логик. Язык как знаковая информационная система. Отличие и неразрывная связь языка и мышления. Понятие знака. Естественные и искусственные языки. Искусственный язык логики и его роль в выявлении структуры мысли. | |
2-3 | ПОНЯТИЕ | Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий по объему и по содержанию. Отношения между понятиями. Круговые схемы Эйлера. Основные логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Определение понятий, основные виды этой операции и правила её выполнения. Деление понятий, основные виды этой операции и правила её выполнения. |
СУЖДЕНИЕ | Общая характеристика суждения. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. Категорическое суждение и его виды. Распределенность терминов в суждении. Отношения между суждениями по истинности. «Логический квадрат». Сложное суждение и его виды. Вопрос и ответ. | |
ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ | Понятие закона логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. | |
5-6 | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ. | Общее понятие об умозаключениях. Классификации умозаключений. Дедуктивные умозаключения. Понятие дедуктивного умозаключения. Выводы из категорических суждений. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм, его структура и разновидности. Энтимема. Сложный силлогизм. Сложносокращенный силлогизм. Выводы логики высказываний. Условно-категорические умозаключения и их модусы. Разделительно-категорические умозаключения и их модусы. Условно-разделительные умозаключения, конструктивная и деструктивная дилеммы. |
ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ | Аргументация и процесс формирования убеждений. Понятие доказательства. Структура доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса, критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Правила доказательного рассуждения. Паралогизм и софизм. Спор и его разновидности. | |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ | ||
ВВОДНОЕ | В задачу семинарских занятий по логике входит овладение необходимым минимумом теоретических знаний по основным темам курса и приобретение элементарных навыков их применения. Залогом успешной работы на семинарском занятии является углубленная подготовка к нему. Рекомендуется следующий порядок подготовки к семинарскому занятию. Взять вопрос семинарского занятия и внимательно прочитать теоретический материал по нему в лекциях и, если потребуется, в имеющихся учебниках. Пометить для себя все неясности, чтобы на семинарском занятии их прояснить. Взять, относящиеся к этому вопросу, логические упражнения и решить их письменно, отмечая все моменты, которые вызвали затруднения или сомнения в правильности решения. Такую работу проделать с каждым, вынесенным на семинар, вопросом. Выполнить дополнительную работу, если она была предложена преподавателем на предыдущем семинаре. Придя на семинарское занятие, задать преподавателю все возникшие у вас вопросы. | |
Понятие | 1. Понятие как форма мышления. Мысль, понятие, слово, их взаимосвязь. Конспекты лекций (далее – К.Л.) – тема 2, § 1. Логические упражнения (далее Л.У.) – Гл. 1, § 1. 2. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. К.Л. – тема 2, § 1. Л.У.– Гл.1, § 1. 3. Виды понятий. К.Л. – тема 2, § 2. Л.У. – Гл. 1, § 2. 4. Логические отношения между понятиями. К.Л. – тема 2, § 3. Л.У. – Гл. 1, § 3. 5. Обобщение и ограничение понятий. К.Л. – тема 2, § 4. Л.У. – Гл. 1, § 4. 6. Определение понятий. К.Л. – тема 2, § 5. Л.У. – Гл. 1, § 6. 7. Деление понятий. К.Л. – тема 2, § 6. Л.У. – Гл. 1, § 5. | |
Суждение | 1. Суждение как форма мышления. Логическое значение суждения. Суждение и предложение. К.Л. – тема 3, § 1. Л.У. – Гл. 2, § 1. 2. Классификация суждений. К.Л. – тема 3, § 2. Л.У. – Гл. 2, § 2. 3. Категорические суждения. Распределенность терминов в суждении. К.Л. – тема 3, § 3. Л.У. – Гл. 2, § 3. 4. Отношения между категорическими суждениями по истинности. «Логический квадрат». К.Л. – тема 3, § 4. Л.У. – Гл. 2, § 4. 5. Сложные суждения. К.Л. – тема 3, § 5. Л.У. – Гл. 2, § 5. 6. Вопросно-ответная форма мышления. К.Л. – тема 3, § 6. Л.У. – Гл. 2, § 6. | |
Дедуктивные умозаключения | 1. Непосредственные умозаключения. К.Л. – тема 5, глава 1, § 1. Л.У. – Гл. 4, § 2. 2. Категорический силлогизм, его структура, фигуры и модусы. К.Л. – тема 5, глава 1, § 2. Л.У. – Гл. 4, § 3. 3. Условно-категорические умозаключения, его модусы и правила. К.Л. – тема 5, глава 1, § 3. Л.У. – Гл. 5, § 1. 4. Разделительно-категорические умозаключения, его модусы и правила. К.Л. – тема 5, глава 1, § 4. Л.У. – Гл. 5, § 2. 5. Условно-разделительные умозаключения. Дилеммы. К.Л. – тема 5, глава 1, § 5. Л.У. – Гл. 5, § 3. | |
Доказательство и опровержение | 1. Понятие доказательства. Структура доказательства. К.Л. – тема 6, § 1. Л.У. – Гл. 7, § 1. 2. Виды доказательства. К.Л. – тема 6, § 2. Л.У. – Гл. 7, § 2. 3. Понятие опровержения. Способы опровержения. К.Л. – тема 6, § 3. Л.У. – Гл. 7, § 3. |