Становление и развитие органов государственно – общественного управления в муниципальной системе образования города Томска
Тихонова Н.И.,
начальник отдела развития департамента образования города Томска
Государственно – общественное управление (ГОУ) стало необходимой потребностью времени. Новый этап в его развитии связан, конечно же, с началом реализации Комплексного проекта модернизации образования (в городе Томске – март 2008 года). Поэтому развитие демократического уклада в муниципальной системе образования является одним из основных направлений образовательной политики города Томска. Результатом работы по данному направлению является то, что во всех муниципальных образовательных учреждениях города созданы органы государственно – общественного управления (на 1 сентября 2009 года 186 учреждений), согласно зарегистрированному Уставу обладающие комплексом управленческих полномочий, в том числе в распределении средств стимулирующей части ФОТ. Достижению положительных результатов по созданию и организации деятельности органов государственно – общественного управления способствовало проведение муниципалитетом установочных совещаний для руководителей образовательных учреждений; обучающих семинаров для председателей (заместителей), секретарей органов ГОУ, информационное и консультативно – методическое сопровождение.
В состав органов ГОУ образовательных учреждений вошли представители педагогических коллективов, родительской общественности, органов ученического самоуправления, общественных организаций города Томска. В прошедшем учебном году на муниципальном уровне апробированы механизмы общественного участия в управлении образования, такие как переговорные площадки, разработнические семинары. Переговорные площадки были проведены с членами Детско – юношеского Парламента, общественными управляющими по проблемам муниципального образования.
Наблюдается положительная динамика участия родительской общественности в решении проблем образования, их заинтересованной деятельности в составе органов ГОУ, работе созданных комитетов и комиссий. Так состав председателей Управляющих советов муниципального образования «Город Томск» состоит из 75,3% представителей родительской общественности и 24,7% представителей общественных организаций.
Именно общественность выступает источником ресурсов развития системы образования, партнером в решении образовательных и воспитательных задач, способствует развитию дополнительного образования детей.
Реализации принципов демократического, государственно-общественного характера управления способствует создание муниципального государственно-общественного совета по развитию общего образования в городе Томске, куда вошли, прежде всего, представители общественности (научной, культурной и др.), Детско – юношеского Парламента, Думы города Томска.
Государственно - общественный характер Совета определяется тем, что он является формой непосредственного участия местного сообщества в реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, делегированных государством на уровень муниципального образования, посредствам согласования между органом местного самоуправления и местным сообществом наиболее важных управленческих решений по вопросам развития образования на территории муниципального образования «Город Томск».
Деятельность Совета строится на принципах коллегиальности принятия решений, гласности, объективности, выстраивается в тесном взаимодействии с Коллегией департамента образования, Советами по дошкольному, общему и дополнительному образованию детей из числа руководителей муниципальных образовательных учреждений. Положительным эффектом является возрастание активности вышеназванных органов, их программно – целевое развитие. Департаментом образования, многими образовательными учреждениями в Программу развития включены разделы по расширению деятельности органов ГОУ, государственно – общественному характеру управления. Данная совместная деятельность способствует развитию муниципальной системы образования и эффективному ее функционированию.
Муниципальный Совет по развитию общего образования был активен в вопросах подготовки внедрения НСОТ, разработки нормативных документов для учреждений, контроля расходования средств на образовательные мероприятия. На заседаниях МГОУ обсуждались многие вопросы, связанные с реорганизацией образовательных учреждений, реализацией КПМО, а также рассматривались проект бюджета «Образование» на 2010 год, ведомственные целевые программы на 2010-2011 годы, утверждался Публичный информационно – аналитический доклад о состоянии деятельности муниципальной системы образования и др.
Возросло количество инициатив членов органов муниципального государственно – общественного управления. Разработан инициативный проект «Развитие общественных инициатив через расширение взаимодействия органов государственно-общественного управления и систему подготовки общественных управляющих». Общественно значимые инициативы реализуются и в рамках проектной деятельности образовательных учреждений муниципального образования «Город Томск». Выстраивается модель взаимодействия МГОУ с органами ГОУ образовательных учреждений, местным самоуправлением, Детско – юношеским Парламентом.
Органы государственно – общественного управления образованием объединяют усилия всех заинтересованных сторон в развитии муниципальной системы образования, делают результаты ее деятельности известными широкой общественности города, ученым, родителям, ученикам, предпринимателям.