Ветеранам ВОВ, труженикам тыла 4 страница

Роль школы в воспитании и образовании детей

Школа, как и вся страна тоже переживала трудное положение. Здание начальной школы передали под госпиталь. Начальные классы школы разместили в разных помещениях села. Часть классов разместили в здании купца Каменских. Имеющиеся классы уплотнили, столы поставили вплотную, оставив небольшие проходы, по которым с трудом можно было протиснуться до своего места за столом. Света в школе не было, учились при керосиновых лампах. Учеба проходила в две смены. Но это не огорчало учеников, учились они неплохо, во всяком случае, старались учиться лучше. Учеба у детей, с 5-го класса, начиналась с 1-го октября, а иногда и позднее. С 1-го сентября школьники работали в колхозе, в основном убирали картофель, иногда помогали убирать хлеб, вязали снопы, молотили на молотильном токе. Во время каникул пахали, боронили землю, сеяли хлеб, косили на покосах траву, стоговали сено. Работали на сенокосилках, жатках, убирали хлеб. Ночами молотили хлеб, возили мешки в заготзерно. Те, кто были постарше, выполняли всю мужскую работу. Кроме учебы в школе все дети помогали родителям по ведению своего личного хозяйства. Заготовляли дрова, топили печи, готовили обеды, кормили животных; осенью копали картофель.

Роль учителя в деле агитации пропаганды среди населения

Все учителя в военное время отказывались от своего отпуска и работали в колхозе, выполняли повседневную работу. Ушедших на фронт Усанина, Каменских, Ширинкина, Вотинова заменить не кем. Вся их нагрузка была распределена на оставшихся в школе учителей-женщин. Им пришлось вести уроки по нескольким предметам. Мария Максимовна – учитель биологии вела 4 предмета: биологию, химию, физику, географию, иногда подменяла преподавателя немецкого языка. Учителям пришлось вести воспитательную работу среди населения села и сельсовета – они ходили по деревням, фермам, колхозам; читали лекции, вели беседы, рассказывали о положении дел на фронте, выступали перед ранеными в госпитале. К этим беспокойным людям, патриотам нашей Родины относятся: Смышляева А.П., Каменских М.М., Калашникова А.И., Микова Е.И. Очень трудно было во время войны Смышляевой А.П. У нее на фронте были: муж Михаил, сыновья Иван и Борис, дочь Анна. Муж Михаил и сын Иван погибли за спасение нашей Родины. Как она тяжело пережила это горе, она сразу постарела. Как-то сгорбилась, но мужественная женщина не пала духом, она продолжала ходить по деревням в дождь и снег, и доводить политику партии и правительства до народа. Тогда она была бессменным завучем школы и руководителем партийной ячейки. Мария Максимовна была бессменным агитатором, пропагандистом. Антонина Константиновна – художественным руководителем, агитатором, пропагандистом.

Династия учителей Каменских

Закончилась эта страшная война. Вернулся с фронта в 1943 году после тяжелого ранения Усанин С.М., в 1945 году – Каменских Кузьма Иванович. Смертью храбрых погибли на фронте Ширинкин М.Ф. и Вотинов Л.А.

Особенно хочется отметить роль солдата-фронтовика Каменских Кузьмы Ивановича, который с первых дней войны и до окончания ее был на фронте. Вернувшись домой сразу, с новой силой приступил к обучению детей, которых очень любил. Не считаясь со временем отдавал свои силы их воспитанию, прививал им лучшие качества человека. Проработал учителем более 25 лет. Кузьма Иванович – это учитель от бога, отец для всех детей, за что ученики его уважали и ценили. За защиту Родины и за свой благородный труд по воспитанию детей награжден медалью «За Победу над Германией» и «За трудовое отличие». Заслуга Кузьмы Ивановича еще и в том, что он воспитал своих детей в духе патриотизма, любви к профессии и Родине. Прожил он долгую, трудную, но интересную жизнь и умер в возрасте 96 лет в 1995 году. Его сын Юрий окончил Оханскую среднюю школу, училище связи и работал в Таборах на радиоузле. Но работа учителя его больше привлекала, возможно, это передалось по наследству от отца, а может быть, со временем понял, что это его профессия, его жизнь.

В 1964 году он становится воспитателем в школьном интернате и учителем труда, черчения. Всю трудовую деятельность посвятил воспитанию и образованию детей, проработал до 1993 года, почти 30 лет. Жена Юрия Кузьмича, Ольга Ивановна – учитель русского языка и литературы – профессиональный учитель. Работать начала после окончания института в Читинской области, затем в Оханском районе. С 1960 года работала в Таборской семилетней школе до 1988 года. Юрий Кузьмич и Ольга Ивановна – уважаемые, заслуженные люди села. Любовь к профессии учителя они передали своим детям Наташе и Елене. Наталья Юрьевна после окончания средней школы в 1984 году поступила в Государственный пединститут и после его окончания в 1989 году вернулась домой в Таборы и продолжила работу своей матери – учителя русского языка и литературы, приняла от нее эстафету. Проработала учителем более 25 лет. Вторая дочь, Елена Юрьевна, после окончания института живет в Перми.

Наталья Юрьевна высококвалифицированный учитель, постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство, получила второе высшее образование – психолог. Много времени проводит, изучая современные технологии и методики преподавания. Интересуется краеведением и побуждает интерес у своих учеников, готовит их к выступлениям на научно-исследовательских конференциях. Собрала большой интересный материал о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Участвует в художественной самодеятельности «Надежда». Вместе с мужем Сергеем Павловичем воспитали двух замечательных сыновей Сергея и Михаила.

С 1934 года по настоящее время, т.е. 80 лет в Таборской школе бессменно обучает и воспитывает детей династия Каменских.

Таборский дошкольный детдом

В конце 30-х годов в стране резко увеличился контингент детей-сирот дошкольного возраста. Руководители области вынуждены были открыть несколько отделений для размещения в них детей-сирот, в том числе и Оханский детский городок. Таборский детский санаторий решили закрыть и на его базе открыть Таборский дошкольный детдом, в составе Оханского детского городка. Директором детдома назначили Калашнину Валентину Ивановну, бывшую заведующую воспитательной секции Оханского детского городка. Валентина Ивановна сразу принялась за организацию детдома. Все помещения были переоборудованы для проживания детей постоянно. До этого здания использовались только в летний период, поэтому пришлось вставить вторые рамы, утеплить окна, двери, сложить отопительные печи. Перестроили все комнаты и вспомогательные помещения с целью увеличения жилой площади. В 1940 году дошкольный детдом открыли. Детей в детдоме было немного, несколько групп. Не успели закончить все планируемые работы, для нормального функционирования детдома, как в июне 1941 года началась война с Германией. Летом и осенью 1941 года в Пермскую область стали поступать эвакуированные граждане их прифронтовых областей, Москвы, Ленинграда и Лениградской области; поступило около 20 тысяч детей. Их нужны было всех разместить по детдомам. Руководители области решили в д. Перемка построить новый большой корпус на два отделения и разместить в нем прибывших детей. Строительство нового корпуса проводила специальная строительная бригада, которая в течение одного месяца закончила все работы и корпус был сдан в эксплуатацию. Для работы детдома Валентина Ивановна набирала штат воспитателей, нянечек, рабочих подсобного хозяйства и пищеблока. Для проведения воспитательной работы направлены на Перемку три девушки, имеющие дошкольное образование: Михайлова Антонина, Мария Кирилловна и еще одна девушка (не запомнил фамилию). Из Оханского детдома воспитателями направлены три девушки, имеющие образование 7 классов: Шокальская Тоня, Каспирович Елена и Регина. Остальных работников приняли из числа девушек близлежащих деревень. Директору в первую очередь нужно было сплотить коллектив, выявить способности каждого человека и расставить всех по своим местам. Научить молодых и неопытных девушек милосердию, по-матерински с любовью относиться к детям-сиротам, дать им практические навыки в работе.

Нужно обеспечить детей питанием, одеждой и теплом. Государство централизованно может выделить для детдома только хлеб, согласно нормам по карточной системе. Остальные продукты питания: мясо, молоко, овощи обеспечивает детдом. Так сложилась тогда обстановка в стране. Валентина Ивановна организует при детдоме подсобное хозяйство. Приобретает, достает, покупает необходимое количество лошадей, коров, свиней, коз. Строит для их содержания конюшни, часть животных размещает в имеющихся помещениях. Для детдома выделили в поле земельный участок, где стали выращивать рожь, пшеницу и овес, а также картофель и другие овощи, ягоды. Для заготовки сена выделили покос. Для работы на подсобном хозяйстве подобрала опытного, делового руководителя-хозяйственника и вместе с ним набрали необходимый штат. Все это не так просто. Нужно землю пахать, боронить, сеять, убирать хлеб – жать, молотить. На покосе косить траву, метать зароды, доставлять сено домой. Кроме этого кормить лошадей, коров, свиней, Коров летом нужно пасти, своевременно доить. Нужно чтобы коровы больше давали молока. Содержать свиней выгодно – можно быстрее получить мясо, но для их содержания нужно много фуража, картофеля. Все эти работы выполняли вручную, без мужчин (не было ни одного мужчины). Вся работа была организована на энтузиазме, высокой ответственности. Все работали от зари до зари, чтобы обеспечить детей всеми продуктами питания (мясо, молоко, овощи).

Зимой 1941-1942 годов со станции Нытва поступила партия детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Это были дети 1,5-4-х лет. Дети были очень истощены, напуганы войной. Их везли от Ленинграда до Перми очень долго. Составы долго простаивали на запасном пути, т.к. на фронт беспрерывно шли составы с солдатами, вооружением – не было свободного пути. Детей приняли с любовью, сделали санобработку, вымыли, накормили. Из воспоминаний воспитателя детдома того времени Анны Ивановны Негашевой (до замужества Вотинова): «Когда привезли детей в детдом, на них больно было смотреть, грязные и голодные, плохо одетые, некоторые вообще были завернуты в попавшиеся на ходу тряпки. Они были настолько истощены, что еле стояли на ногах, некоторых выносили на руках, не могли ходить. Все они боялись шороха, шума, стука дверей. Когда немного поправились, пришли в себя, еще долго сидели в кроватке, качались и сосали свои пальцы, видимо запомнили, как их везли, покачивая в вагонах. Надолго сохранился страх от голода. Если у них оставалась корочка хлеба, ее брали в рот и сосали, а если оставался кусочек хлеба, его прятали в одежду».

Прибывших детей одеть было не во что. Сотрудники приносили из дома свои вещи и в них одевали детей. Детдом обратился к жителям деревни, чтобы оказали помощь в одежде и обуви. Многие перешили вещи своих детей и принесли в детдом. Нужны были кроватки, столики, стулья, подушки, матрасы, одеяла – ничего этого тогда не было. Но мир не без добрых людей – постепенно стали обзаводиться.

Детдом был переполнен. Вновь прибывших детей некуда было разместить. Сделали перегруппировку всего детдома, группы увеличили и организовали четыре группы, в каждой группе по 40 человек. Поместили детей в трех корпусах: младшая группа – малолетки от 1,5 до 2-х лет, средняя группа – средний корпус – от 2-х до 4-х лет, старшая группа – от 4-х до 6-ти лет и выше. Детей, достигших 7 лет переводили в Оханский детский городок для обучения в школе. Трудно было воспитывать детей в первый год войны. Маленьким детям нужно детское питание, где его взять? Война, голод. Трудно было обеспечить их одеждой, теплом. Только благодаря работникам детдома, патриотам Родины, сумели их воспитать. Не дали им погибнуть. Спасибо воспитателям, нянечкам и работникам подсобного хозяйства, они работали от зари до зари, не считаясь со временем. Им было тяжело, но они выполнили свою задачу: дети всю войну получали к столу свежее мясо, молоко и овощи. В 1943 году положение в стране немного улучшилось и детдом был полностью укомплектован детскими кроватками, столиками, стульчиками. Стали выдавать комплект белья, одежды, обуви. Каждая группа была одета в одну форму. Было улучшено питание, стали централизованно выдавать по норме дефицитные продукты питания. У детей появились игрушки, настольные игры. Детей стали чаще выводить на прогулки по территории детдома, заниматься спортом, кататься на санках. Каждый день проводили гимнастику, уроки рисования, пения, рукоделия. Детям читали книги, учили рассказывать стихи. Директор строго следила за воспитанием детей, не позволяла вольностей и строго наказывала за грубое нетактичное поведение по отношению к детям. Таборский дошкольный детдом все годы войны и после войны был лучшим детдомом области. Он был образцом для всех детдомов. В 60-е годы директором детдома стала Силина Анна Михайловна. Таборский детдом продолжал выполнять благородную миссию.

К общему несчастью сгорел большой корпус. Восстанавливать его не стали. Еще некоторое время детдом работал, но постепенно оставшихся детей разместили по другим детдомам. В 70-е годы он прекратил свое существование.

В честь предстоящего праздника 70-летия со Дня Победы над фашизмом и снятия блокады Ленинграда, необходимо отметить работу Таборского дошкольного детдома. В труднейших условиях коллектив детдома проявил самые лучшие качества воспитания детей. В знак уважения и сохранения памяти этих достойных людей, привожу список работников детдома, принимавших участие в его работе в годы войны: Калашникова Валентина Ивановна, директор детдома; воспитатели: Негашева Анна Ивановна, Столбова Анфиса Александровна, Столбова Валентина Петровна, Столбова Евгения Павловна, Дедова Нина Ильинична, Шокальская Антонина, Каспирович Елена Адамовна, Каспирович Регина Адамовна, Михайловна Антонина, … Мария Кирилловна, Вотинова Мария Павловна, Соколова Мария, Марукина (Зеленина) – повар, Марукин Семен Васильевич – завхоз и др.

После закрытия Таборского детдома воспитатели переехали жить в г. нытва и продолжали воспитывать детей в детских садах. Сейчас они все ушли в иной мир, но память о них и о всем коллективе детдома навсегда сохранится в сердцах бывших воспитанников этого детдома на Перемке. После детдома был спортивный лагерь, но и он прекратил свое существование. В настоящее время д. Перемка передана в подчинение Нытвенскому району. Райский уголок зарос бурьяном и сорной травой. Навеки канула его былая слава.

План расположения детдома:

Развитие сельского хозяйства после окончания войны

Закончилась ужасная война. Вернулись с поля боя фронтовики, дома их встретили их любимые жены, дети, родители. Положение в стране было очень тяжелое. Тысячи домов, деревень, сел, предприятий были разбиты, сожжены. Огромное количество земли не обрабатывалось.

Восстановление народного хозяйства

В стране существует дефицит продуктов питания – карточная система. Для восстановления народного хозяйства требуется огромное количество средств. Для улучшения продовольственной программы нужен эффективный труд крестьян колхозов. Вернувшиеся с фронта солдаты вместе со своими женами, детьми активно включились в работу по увеличению сельхозпродукции. Как на фронте, без отдыха пашут землю, сеют хлеб, заготовляют корма, убирают урожай. Продолжают платить непосильные налоги: молоко, мясо, яйца, шерсть; выплачивают государственный заем – для восстановления народного хозяйства. Прошло несколько лет после окончания войны, а жизнь крестьян остается трудной, малооплачиваемой – полуголодной. Правительство провело ряд мер по улучшению жизни населения. В 1947 году отменили в стране карточную систему, в домах колхозников загорелся свет, началось укрупнение колхозов. На полях появились новые, более мощные трактора, плуги, сеялки, косилки, комбайны, но заметного улучшения жизни не появилось. План закупа зерна для государства по-прежнему велик. При низкой урожайности – для оплаты труда колхозникам остаются «крохи». На эти средства колхозники не в состоянии накормить свою семью. Желающих работать в таких условиях в колхозе становится все меньше и меньше. Перспективы улучшения жизни – нет. Привыкшие к тяжелому крестьянскому труду пожилые люди, продолжают работать как прежде день и ночь без выходных. Было организовано 9 колхозов: «Красный пахарь», «Искра», «14 лет октября», «Борец», «Победа», «Имени Ворошилова», «Имени Кирова», «1-го мая», «Большевик».

Молодежь этот труд считала малоперспективным, низкооплачиваемым, кабальным и не хотела работать в колхозе. Большинство учащихся школ, ФЗО, РУ после учебы, после службы в армии уходили в город и там находили для себя работу. Деревня старела, работать некому, создавалась угроза продовольственному обеспечению страны.

Укрупнение колхозов, изменения в организации труда

В 1951-1952 годах вновь произошло объединение колхозов. Осталось четыре колхоза: «Большевик», «Искра», «Борец», «Победа». Эти колхозы просуществовали по 1959 год. В сентябре 1953 года по решению пленума ЦК КПСС были приняты меры по подъему сельского хозяйства страны. В несколько раз была увеличена закупочная цена на сельскохозяйственную продукцию. Ослабилось притеснение личного подсобного хозяйства. Колхозников освободили от непомерных налогов и натурпоставок. Они стали за свой труд получать гарантированную оплату, хотя и не очень большую. В Совхозе оплату производили в рублях.

Колхоз «Прикамье»

В 1959 году по решению райисполкома четыре колхозных хозяйства объединились в одно, под названием колхоз «Прикамье». Председателем которого избран М.И. Левин. Основной отраслью колхоза становится – животноводство. Государство выделяет огромные средства не его развитие. Строят новые современные животноводческие корпуса и в них размещают элитные породы животных. Механизировали подвоз и раздачу кормов животным, а также удаление навоза. Приобрели доильные аппараты и емкости для хранения, охлаждения молока и установки для переработки молока. Построили хорошие мастерские для ремонта техники. Приобрели современные трактора, сеялки, комбайны и другую технику. Построили большие корпуса для обработки и хранения зерна и картофеля. Все процессы обработки зерна и картофеля механизировали. Построили большие овощехранилища. Все процессы по обработке земли, выращивания хлеба и трав были механизированы. Труд колхозников был облегчен – механизирован. В производстве было занято меньше людей и они стали получать достойную оплату труда.

Колхоз «Прикамье» за прошедшие 30-35 лет экономически окреп и стал одним из лучших колхозов Оханского района и области. В таком состоянии он существовал до распада Советского Союза. Много сил, энергии, знаний вложил в развитие и укрепление колхоза «Прикамье» бывший председатель Бадьин Иван Михайлович.

Историческая справка колхоза «Прикамье» Оханского района Пермской области

Показатели работы 1959 г. 1969 г. 1979 г. 1989 г. 1996 г.

колхоза

Всего членов колхоза 702 499 504 415

в т.ч. трудоспособных 473 314 314 311

с/хозяйственных угодий (га) 10808 10253

в т.ч. пашни (гектар) 5369 5536

Валовое производство зерна, ц 8987 17756 47970 46046 15149

Урожайность центнеров с гектара 7,7 9,1 13,4 10,2 8,7

Производство молока, центнеров 5946 11260 19737 21769 12221

Количество коров 285 374 800 769 486

Надой на 1 корову, кг 2085 3008 2559 2832 2515

Производство мяса, центнеров 64,5 55,0 106,0 176,3 67,4

История организации колхозов

1930 г. – 12 мелких сельхозартелей,

1933 г. – 6 колхозов,

1936 г. – 12 колхозов,

1951-52 гг. – 4 колхоза,

1959 г. – 1 колхоз «Прикамье».

Колхоз «Прикамье», на основании арбитражного суда Пермской области от 10 апреля 2001 года (Дело № А50-3699/2001-Б) находится в стадии ликвидации. Документы постоянного срока хранения и личному составу переданы на хранение в архивный отдел администрации Оханского района. Так огромное богатое сельхозпредприятие пущено с молотка. Все, что было построено за 40 лет за одно мгновение кануло в небытие.

Воткинская ГЭС – Затопление села Таборы

Кама – великая труженица жителей Урала

Кама всегда была великой труженицей и матерью жителей Урала. Она кормила население поселков и деревень рыбой. Давала всегда большое количество сена, травы на заливных лугах. С Камы брали лес, дрова для нужд хозяйства. Река была связующим звеном местного населения с поселками и городами края, куда жители могли вывезти продукты питания и продать их или купить нужный товар для себя. Во время войны по Каме доставляли раненых бойцов в госпиталь, увозили солдат на фронт. Снабжали по Каме фронт и южные районы страны всем необходимым (хлеб, лес, металл и т.д.). Кама всегда была для жителей с. Таборы и окрестных деревень местом отдыха, прогулок, развлечений. На реке летом и зимой устраивали спортивные соревнования. Летом катание на лодках, зимой катание на санках, коньках, лыжах. Правительство приняло решение о строительстве на Каме крупных гидроэлектростанций, в том числе Воткинской ГЭС. В связи с пуском Воткинской ГЭС уровень воды в водохранилище должен подняться на несколько метров до 15 и более. Село Таборы попало в зону затопления. В 1957 году вышло распоряжение Пермского областного совета о сносе села Таборы и каменной церкви в с. Таборы.

Снос села и строительство на новом месте

Для переноса частных домов на новое место была создана комиссия, которая сделала оценку строений, подлежащих сносу и была выделена ссуда. Каждый житель села мог сам решить: строить ему новый дом или перенести старый на новое место, или принять иное решение. Для переноса домов выделяли транспорт и оказывали помощь. Строительством занималась строительная организация. В 1958 году на правом берегу р. Таборки, выше бывшего старинного села Таборы, построено за несколько месяцев новое красивое село, имеющее старое название – Таборы. Деревянные дома разобрали. Перевезли и установили на новом месте.

Все купеческие и общественные дома были по кирпичику разобраны и употреблены в дело на новом месте. Ранее село строилось столетиями и столько же стояло, сейчас в «одночасье» исчезло и быстро восстановлено… Сложнее было со сносом церкви Петра и Павла.

Снос Таборской церкви

Это большое и сложное сооружение строили 17 лет – на века. Толщина стен была более метра, большая площадь внутри храма, предназначенная для проведения литургии в два прихода, красивая и большая крыша, высокая маковка и внушительных размеров колокольня. Глубокий и мощный фундамент должен выдержать нагрузку толстых и высоких стен, нагрузку крыши и маковки, нагрузку стен колокольни и вес колоколов. Учитывая все перечисленные требования – строители того времени строили храмы с большим запасом прочности. Построенная церковь была центром прихода большого количества прихожан. По своей красоте и величию она уступала только Успенскому собору г. Оханска. Построена в устье речки Таборка, на красивом высоком месте – на мысу села, на берегу речки Камы. Она украшала село и просторы реки Камы. Ее хорошо было видно из г. Оханска и окрестных деревень Оханского уезда.

Сейчас предстояло ее снести с лица земли. Были разные мнения: некоторые считали, что ее можно оставить, в случае затопления огородить дамбой, подсыпать, поднять вокруг нее уровень земли, укрепить берега. Расчеты специалистов гидроспецстроя подтвердили, что она будет затоплена водой. Этот вопрос долго решался в компетентных организациях, но решили снести – так будет проще. Но как это сделать? Особенно об этом и не думали. Разбирать по кирпичику не получится – раствор извести с добавлением яиц куриных – это сплошной монолит. Решили, что проще ее взорвать. Поручили провести взрыв специальной бригаде взрывников. Сделали все технические расчеты и в 1959 году произвели взрыв.

Верхняя часть храма: крыша, маковка, часть перекрытия рухнули на землю, а стены остались стоять на своем месте. Только через три года, в 1962 году при помощи трех гусеничных тракторов тросами удалось сдвинуть стены с места и эта святыня рухнула на землю. При заполнении Воткинского водохранилища водой, место, где стояла церковь, оказалось не затопленным. Очень жаль, что так получилось, стояла бы она и по сей день в стороне, на красивом месте, никому не мешая. Но не судьба!

Строительство новой церкви

Одновременно со строительством нового села Таборы, приступили к строительству новой деревянной церкви. Строили на средства прихожан несколько лет. В 1964 году строительство храма закончили и церковь Петра и Павла освятили. Построена на возвышенном красивом месте, недалеко от берега Камы, в центре села. Стоит она на красивом фундаменте, красивая, выглядит торжественно и величаво. Имеется церковная ограда, обнесенная штакетником, вокруг храма растут пушистые березки. Внутри храма хороший, богатый иконостас, имеются хорошие иконы и другие предметы церковного обихода. Все это выглядит прилично. Места для проведения литургии достаточно. Но почему-то низка посещаемость прихожан. Священника постоянного продолжительное время не было. На литургию приглашали священников из других церквей. Поэтому духовное воспитание жителей села поставлено слабо, это касается особенно детей, молодежи. Последнее время отец Александр пытался возродить службу в церкви, но его перевели работать в другое место. Руководству администрации следует принять все меры для возобновления работы церкви. Это все окупится с лихвой. Дай бог, чтобы мое пожелание исполнилось побыстрее.

Коллектив учителей школы и новые формы образования

Прошло более 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. Перед страной поставлены новые задачи по повышению уровня общего образования детей, внедрению профессионального образования – привлечению детей к труду. В связи с переносом села Таборы на новое место, сноса кирпичных зданий купца Каменских, старшие классы школы занимают кирпичное здание, построенное специально для школы еще до революции и обустраиваются на новом месте.

Восьмилетнее образование

С 1959 года в школе введено 8-летнее образование. Школа из семилетней преобразована в восьмилетнюю. Закончили свой педагогический путь ветераны школы: Усанин С.М., Смышляева А.П., Каменских К.И. Вместо них в школу пришли новые кадры. С 1956 по 1982 год директором школы работала опытный педагог, общественница Каменских Мария Максимовна. Представляю ее педагогический коллектив, с которым ей предстояло провести изменение в системе образования: завуч – Федотова М.В., учителя: Пермякова А.Е., Калашников А.А., Калашникова А.К. Левина А.П., Мелехина М.И., Пермякова Л.Е., Россомагина Г.И., секретарь школы – Вотинова А.П. Наравне с повышением общеобразовательного уровня, школа поставила задачу приблизить детей к труду, чтобы окончивший школу ученик мог выполнять какую-нибудь из выбранных профессий. Для выполнения этой задачи необходимо создать базу для проведения занятий. Для нормальной работы проведен капитальный ремонт школы. Произведено озеленение территории, школа утопает в зелени. Расширен школьный сад, создан опытный пришкольный участок. Посажена березовая аллея по обоим сторонам трассы. Построен пришкольный интернат на 75 мест, где проживало до 100 учеников. Школа приобрела опытное поле для выращивания кукурузы площадью три гектара. Ученики под руководством учителей проводят эксперименты по выращиванию на опытном участке новых культур – топинамбура и сахарной свеклы. Каждый год в питомнике выращивали саженцы плодовых деревьев и распространяли их среди населения, За три года их передано свыше двух тысяч деревьев. Юннаты шефствуют над сквером около сельского совета, ставят опыты с овощами в колхозе «Прикамье». Для проведения опытов были созданы звенья. Звено Шиловой Л. Обязалось вырастить 50 килограммов картофеля от одного клубня. Звено Марухина С. Вырастило 300 кустов смородины. Звено Шиловой Валентины занималось изучением внекорневой подкормки капусты и томатов. Они получили хорошие результаты.

В 1962 году Косожихина Надежда (из д. Заполье) была участницей Всероссийского слета юннатов в г. Москва. В 1964-1965 годах по результатам опытов с овощами получила свидетельство участника ВДНХ. С 1964 по 1967 годы в школе выпускали рукописные журналы: «Утро» - в него входили творческие работы учеников; альманах «Они сражались за Родину» - о фронтовиках; «Родной край» - о людях Прикамской земли. Ребята часто участвовали в культурно-массовых мероприятиях, выступали в художественной самодеятельности, ставили концерты, ездили по деревням и выступали перед жителями. В конце каждой недели подводились итоги работы школы, на линейках отмечались лучшие ученики. Эти проводимые работы увлекали детей, они становились грамотнее, приобретали необходимые навыки в работе, что положительно сказывалось на деловых качествах.

Среднее образование

Прошло более 30 лет мирной жизни, с. Таборы перестроилось, похорошело, увеличилось население, окреп колхоз «Прикамье», а дети, окончившие 8 классов вынуждены продолжать учебу в г. Оханске или других школах. Это представляло большие неудобства для ребят, так и для родителей. Наступил 1982 год, сбылась мечта жителей села, организовать в Таборах среднее образование. Восьмилетняя школа была преобразована в среднюю (10 классов образования). Директором школы работала Каменских Галина Тимофеевна, сменившая на этом посту Каменских Марию Максимовну. Первый выпуск средней школы был сделан в 1984 году. За время существования средней школы было выпущено 254 ученика – 25 выпусков одиннадцатиклассников. Школа пользовалась большим авторитетом среди населения и была любима учениками, поэтому после окончания института вернулись в родную школу в качестве учителей: Россомагина Ольга Петровна, Шилов С.П., Шилова С.М., Каракулов Л.А., Каменских Н.П., Каменских Наталья Юрьевна. Школа работает на полную мощность. Ученики средней школы продолжают традиции своих предшественников, выращивают на пришкольном участке томаты, капусту и другие овощи и растения. Перед школой разбили несколько цветников, которые дополнительно украшают вид школы. Время шло, колхоз «Прикамье» укрепил свои экономические позиции, стал богатым, количество детей в селе увеличилось. Существующая школа красивая, но мала по размеру и уже не удовлетворяла всем требованиям времени, поэтому на всех уровнях власти ставился вопрос о строительстве новой современной школы. Вопрос о строительстве был решен и в районе, и в области положительно. В 1987 году пректный институт подготовил и выдал документацию на строительство школы. В 1989 году колхоз «Прикамье» приступил своими силами к работам. За год был заложен фундамент, поставлены стены, сделана кровля. Проведена частичная внутренняя отделка стен. Строил школу строитель Федотов В.А.. Объем работы очень большой, колхоз не мог его самостоятельно осилить и в 1990 году стройку передали строительной организации района.

Наши рекомендации