Основные направления деятельности социального педагога.
В литературе выделены основные направления деятельности социального педагога.
1. Социально-педагогическое исследование для вскрытия общественных и персональных проблем детей.
— проведение социальной паспортизации;
— исследование и рассмотрение культурно-бытовых отношений в семьях;
— исследование и разбор морально-психологической атмосферы учреждения образования для вскрытия влияния этой атмосферы на личность ученика и её оптимизация;
— установление центров социально культурного влияния на учащихся для изучения их воспитательных возможностей и организации взаимодействия;
—диагностика для обнаружения личных проблем учащихся, семьи [31].
2. Защита прав ребенка
— обнаружение и содействие учащимся, нуждающимся в защите (инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
— защита прав и интересов учащихся в инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);
— защита и персональная работа с учащимися, которые испытывают насилие и агрессию со стороны взрослых.
3. Обеспечение поддержки семьи в воспитании личности учащегося:
— раннее обнаружение неблагополучных семей;
— организация банка данных по проблемным семьям;
— пропаганда здорового образа жизни в семье как важного условия благополучной социализации детей и подростков;
—просвещение родителей для создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье.
4. Консультирование:
— поддержка подключения родителей к учебно-воспитательному процессу;
— организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся;
— организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
— консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;
— консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально- педагогических проблем [31].
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:
— Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
— обеспечение упреждающей и исправительной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;
— организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;
— способствование пропаганде здорового образа жизни;
— повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей для профилактики отклоняющегося поведения;
— организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию, а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений.
6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка:
— сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;
7. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерской, проектной деятельности):
— забота о больных, инвалидах и бедных;
— благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;
— работа в службах социальной защиты;
— благоустройство города, поселка, двора;
— охрана природы и памятников культуры;
— проведение игр и творческих занятий с детьми;
— другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
8. Организационно-методическая деятельность:
— анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
— участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;
— накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований [31].
Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту:
— сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой- либо причине у него отсутствуют;
— помочь ребенку адаптироваться в новой среде;
— помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга и др.
Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой.
Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.
Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла, поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и диагностировать проблему. Сделать это он может при помощи психологических методов.
Выводы по первой главе.
1.Социальный педагог- это специалист, изучающий общественное воспитание в связи с социализацией, иначе говоря, воспитание людей всех возрастов и разного социального положения.
2. Функции социального педагога: образовательно-воспитательная, диагностическая, организаторская, прогностическая, организационно-коммуникативная, функция защиты прав.
3. Специализацию в работе практического психолога, а также и социального педагога определяют четыре направления:
— профилактика – решение предупреждающих вопросов, предваряющих возникновение нежелательных последствий в развитии ребёнка, различных отклонений в развитии, появление нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей;
— диагностика – оценка особенностей поведения детей, квалифицированная психологическая характеристика, при этом обязательна опора на достоверные данные, полученные в ходе исследования;
—психологическое консультирование: разработка и точное определение психолого-педагогических рекомендаций по итогам обследования; ведение бесед с нуждающимися в консультировании; работа с учителями и родителями; коррекция – исправление имеющихся недостатков.
4. Основные направления деятельности социального педагога: социально-педагогическое исследование для вскрытия общественных и персональных проблем детей; защита прав ребенка; обеспечение поддержки семьи в воспитании личности учащегося; консультирование; профилактика, коррекция и реабилитация; поддержка в организации благоприятных условий для оптимального развития личности ребенка; поддержка общественно полезной деятельности детей и подростков; организационно-методическая деятельность.