Структурная организация звуковой

Фонограммы

Компоненты звуковых дорожек, представленные ниже в порядке убывания ихзначения, могут меняться. Музыка, например, может быть выведена на первыйплан, в то время как слова диалога могут быть еле слышны. Дикторский текст: Выше уже было дано подробное описание того, каксинхронизировать дикторский текст. Если части текста сопровождают никакиначе не озвученные эпизоды, вы должны будете как-то заполнять паузы междусловами с тем, чтобы фонограмма оставалась "живой". Дорожки диалога и проблема несовместимости: Дорожки диалогов следуетрасположить в шахматном порядке еще на стадии монтажа. Если вы работаете свидеосистемой с двумя дорожками, то каждый последующий фрагмент следуетпомещать на новую дорожку. Это предполагает то, что вы заранее провелиподгонку различных фрагментов при помощи микшера, используя паузы междукусками текстов. Это позволит вам отрегулировать: неравномерную громкость ичеткость отдельных фрагментов речи герое". Неравномерная громкость (очень тихо и рядом на дорожке очень громко) -это признак плохой записанного звука. Такой звук заставляет зрителя обращатьвнимание не на содержание фильма, а на сопутствующие техническиенедоработки. Подобные дефекты часто появляются, например, в следующейситуации. Речь двух говорящих, находящихся в одном и том же месте, звучитпо-разному из-за того, что во время записи микрофон находился на разномрасстоянии от каждого из них. И поскольку реплики записывалисьнепосредственно друг за другом, то их звучание оказалось различным.Пользуясь разделением реплик на две дорожки, можно усилить звучание болеетихого голоса, который после этого будет лучше сочетаться с другим, болеегромким... Аналогично сведение реплик делается и у нас на этапе подготовкимонтажного варианта фильма на двух пленках. А если расхождения в громкостине очень велики, то иногда операция выравнивания громкости репликосуществляется на перезаписи. Характер звучания голосов: Различные акустические свойства помещений,в которых делалась запись, разные микрофоны, а также разные расстояния, накоторых они устанавливались, нарушают принцип тождественности акустическоговпечатления, воспроизводимого голосом. Но если при микшировании уделитьдолжное внимание фильтрации (выравниванию) звука, то вы значительноуменьшите напряжение и раздражение, неизбежно появляющееся у человека,который должен постоянно приспосабливаться к немотивированным переменам вкачестве звука. Музыка: Музыку легко синхронизировать, но учтите, что звучание музыкидолжно начинаться сразу после запуска фонограммы, в противном случае будутслышны даже голоса в студии или шипение записывающего устройства. Звучаниемузыки должно прекращаться непосредственно перед началом или во времязвучания новой фонограммы, а также перед появлением нового элемента наэкране или уже на его фоне. Музыка должна замещаться чем-то, что позволялобы переключиться вниманию зрителей. Короткие звуковые эффекты: Эти звуки должны точно соответствоватьтому, что происходит на экране, когда, например, кто-то закрывает дверь, созвоном кладет на стол монету, или же когда раздается телефонный звонок.Самые общие указания сводятся к следующему: Не рассчитывайте на то, что вы сможете использовать в своем фильме все,что содержится в фонотеке: сначала надо посмотреть, подходит ли вамконкретный звуковой фрагмент. Записи в фонотеке, CD-ROM и пр. часто содержат наборы различных шумов.Как уже говорилось выше, для того, чтобы свести побочные эффекты кминимуму, звуковой фрагмент, который вы взяли из фонотеки, следуетограничивать в точках непосредственно перед нарастанием звука и сразу послеего ослабления. Вы можете сократить время звучания периодически повторяющихся звуков(таких, как шаги или звуки, издаваемые человеком, который рубит дерево),уменьшая число повторяющихся циклов. Но "нарастить" недостающие циклы можнотолько при помощи цифрового компьютерного оборудования, которое позволяетпродлить время звучания, не снижая при этом высоты тона. Атмосферные и фоновые шумы: Подбор фонограмм таких шумов проводится стем, чтобы: Создать определенное настроение (сравните, например, пение птиц,раздающееся на фоне картины утреннего леса, и звуки вроде тех, какие бываютпри распиливании дерева, в случае, если речь идет о мастерской плотника). Скрыть дефекты какой-то другой фонограммы, используя в данном случаефоновой шум, отвлекающий внимание. Обеспечить звуковое сопровождение к целому фрагменту изображения, а нек его части, за исключением тех случаев, когда логика требует обратного... У российских профессионалов перечисленные работы принято называть"озвучанием". Так мы и говорим: речевое озвучание, шумовое озвучание,музыкальное озвучание. Если выполнены все виды озвучания, то вы на порогеследующего ответственного этапа. У русских он называется "перезапись", уангличан - "звуковое микширование". А по существу это есть процесс сведениявсех фонограмм на одну дорожку.

Стратегия микширования

Предварительное сведение фонограмм. Одна часть художественного фильмавключает в себя не менее 40 фонограмм. А поскольку микшерским пультом впроцессе сведения звука может одновременно пользоваться до четырех человек,то к работе лучше готовиться заранее, то есть проводить предварительноесведение. Это относится и к более скромным документальным фильмам, гдебывает от 4 до 8 фонограмм, подлежащих микшированию, и к простейшимвидеопленкам, на которых одновременно могут воспроизводиться только 2дорожки. Запомните золотое правило: сводить фонограммы следует в порядке,позволяющем выставлять на первый план наиболее значительные элементы. Если вам предстоит переписывать на одну пленку одновременно диалог извуковые эффекты, то при последующем добавлении звуковых эффектов или музыкидиалог должен оставаться на переднем плане. И так как самое главное - этообеспечить, чтобы были слышны слова диалога, вы должны все время за этимследить. Хотя диалог не всегда оказывается самым значительным элементом, впростейшей ситуации (для видеосистемы с двумя дорожками) порядок сведениядолжен быть следующим: 1. Осуществите сведение диалогов, используя синхронизированныедорожки. 2. Осуществите сведение диалогов и атмосферных шумов. 3. Сведите воедино звук диалога с шумами и музыку. 4. Объедините результаты 2-го и 3-го действий, так, чтобы у вас быловсе на одной дорожке. 5. Последнее действие - соединение дикторского текста (если он есть) ирезультатов предварительного сведения. При нецифровой обработке записи каждое новое перенесение звука влечетза собой появление дополнительного уровня шумов или шипения системы. Ксожалению, на тихих фонограммах, таких, как медленно говорящий голос втихой комнате, или на малонасыщенных музыкальных фонограммах эти побочныезвуки отчетливо слышны. Поэтому при сведении следует избегать повторныхперенесений звука с дорожки на дорожку. Сведение нескольких фонограмм на одну пленку или дорожку в английскойтерминологии называется премикшированием. Для облегчения пониманиятехнологических действий и манипуляций со звуком мы позволили себе ввеститермин "сведение", используемый в отечественной производственной практике. В чем заключается процесс сведения? Допустим, у вас имеется несколькоречевых пленок: с записью интервью и с закадровыми репликами героев. Ихлучше свести на одну дорожку до перезаписи. Для получения качественногозвучания в окончательном варианте фильма каждая требует конкретнойоб-работки. Если фонограммы обработаны и очищены при сведении, тогдазвукорежиссеру будет легче управиться с обработкой и сведением на однупленку музыки, шумов и речевой фонограммы при перезаписи. Классическая технология проведения работ по озвучанию требуетследующего порядка: 1. Монтаж и сведение интервью и диалогов с одновременным выравниваниемзвучания и предварительной чисткой фонограммы. 2. Дополнительное речевое озвучание, если это требуется. 3. Запись и сведение фоновый шумов на одну дорожку. 4. Запись и сведение шумовых эффектов. 5. Запись под изображение и сведение всех музыкальных фонограмм. 6. Сведение всех шумов и музыки на одну дорожку. Эта фонограмма входитв комплект так называемых исходных материалов. Если фильм переводится надругой язык, то данная фонограмма обычно подкладывается под всепереведенные тексты. 7. Дикторский текст и несущие основное содержание диалоги и репликисводятся отдельно. Если диалоги служат только фоном, то их обычно размещаютна общей сведенной фонограмме. 8. Последняя операция - самая ответственная: сведение всех звуков иречи на одну дорожку. Результат называется "оригинал перезаписи". Об этомдалее рассказывает М. Рабигер. Сначала отрепетируйте, а потом записывайте: Вы добьетесь лучшихрезультатов, если сначала будете прослушивать обрабатываемый фрагмент, ауже после этого проводить микширование. Так, делая паузы в удобных местах,вы будете продвигаться вперед, обрабатывая фрагмент за фрагментом. Только неочень торопитесь. Речь идет о поэтапной перезаписи, которая требует предварительныхрепетиций. Далеко не всегда в процессе озвучания фильма осуществляются всеперечисленные сведения фонограмм. Поэтому часто на завершающем этапеперезаписи у звукооператора появляется необходимость сводить не две , азначительно больше пленок или дорожек. А когда их больше трех, безрепетиций обойтись невозможно. Перед перезаписью режиссер и звукорежиссер обязательно составляютпартитуру всех дорожек, указывая, где, в каком месте той или другой сцены назвуковых дорожках находятся тексты, шумы и музыка. Звуковая партитура-своего рода проект всего звукового ряда фильма в его многообразии. Завершение микширования: По окончании микширования прослушайте безостановок всю сделанную запись звука. Синхронизация звукозаписи и киноизображения: В кинолабораториизвукозапись в ее конечном виде переносят на оптическую (фото-) дорожку, азатем синхронизируют с изображением. В результате возникает проекционнаяверсия фильма. Телевидение часто транслирует "двойную систему": изображениеи магнитная запись звука загружаются в отдельные, но соединенные друг сдругом аппараты, так что звук передается с высококачественного магнитногооригинала, а не с 16-миллиметровой фотографической дорожки среднегокачества. Синхронизация звукозаписи и видеоизображения: При условии, что вырасполагаете соответствующими дорожками видеосистемы, синхронизированныйзвук можно перенести (используя отметку начала синхронизации) с однойпленки на другую. На практике это означает то, что при синхронизациизвукозаписи и видеоизображения используются копии монтажного оригинала иоригинала звукозаписи, а затем оригинал звукозаписи вновь совмещается соригиналом изображения, представляя, так сказать, копию второй генерации.ОСТОРОЖНО: поскольку в ходе этой процедуры стираются, уступая местомикшированной записи, исходные дорожки, то для того, чтобы убедиться вправильности процедуры, сначала ее следует опробовать на копиях... Храните запасную копию оригинала микшированной звукозаписи: Посколькумикширование представляет собой долгий кропотливый труд, по его окончаниипрофессионалы всегда сразу же делают запасную копию. Ее держат про запас "навсякий случай". Копии снимаются с первого оригинала микшированнойзвукозаписи.

Наши рекомендации