Требования к предоставляемой информации в профориентац. работе.
Профессиональная информация – ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к чел, возможностями проф-квалификацион. роста и самосовершенствования в процессе труд. деятельности.
Необходимо предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условия труда в той или иной профессиональной области, специфика взаимодействия в трудовом коллективе и т.д.
Для усиления профориентационной работы необходимо обеспечить простоту и доступность для каждого выхода на сайт конкретного УО для каждого желающего. На сайтах учреждений проф-тех. и ср\сп образования в рубриках ”Абитуриенту (поступающему)“, ”Родителям“ размещать подробную и привлекательную информацию профориентационной направленности: актуальность и престижность будущей профессии, материально-техническая база, условия организации производственного обучения в учреждении образования и на производстве, будущие места трудоустройства, условия труда, заработная плата выпускников, возможности карьерного роста, достижения выпускников (с приведением примеров, отзывов выпускников), наличие в учреждении образования условий для досуга учащихся (занятия спортом, художественной самодеятельностью и др.), примеры спортивных достижений учащихся, достижений в декоративно-прикладном, техническом и художественном творчестве, материальное обеспечение учащихся, условия проживания в общежитии. Также следует отразить преимущества обучения в профессионально-технических колледжах (продолжение обучения на уровне среднего специального образования в этом же учреждении образования в сокращенные сроки, сдача вступительного испытания только по специальности).
Интерактивные методы профессиональной ориентации.
В последнее время стали популярны интерактивные методики, когда человек может в действии познать себя.
Само понятие «интерактивность» означает «некую взаимную деятельность, а именно взаимодействие». Совместная деятельность это неотъемлемая часть интерактивных методов, так как в процессе общения и взаимодействия с другими людьми человек познает себя в коллективе, раскрывает ранее скрытые качества характера, делится опытом.
Интерактивные методы соответствуют личностноориентированному подходу, потому что предполагают коллективное, обучение в сотрудничестве. Как правило, интерактивные методы предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества.
Использование интерактивных методов в профориентационной работе необходимо, так как это позволяет молодым людям более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, усвоить информацию, получить опыт работы в коллективе, в игровой форме познать суть жизненных ситуаций.
К интерактивным методам профориентации относятся: профориентационные деловые игры, профориентационные тренинги, брейн-стоминг, проектные профориентационные методики и др.
Как показывает практика, «пассивные методы профориентации (тесты, анкеты) сегодня уходят на второй план, все больше молодежь интересуют более активные методы, в которых они сами познают себя».