Получение теоретических знаний
Образовательная программа дополнительного образования детей и взрослых
Художественной направленности
«Лаборатория художника»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Шерина Наталья Валерьевна
Продолжительность освоения: 1 год
Возраст учащихся: 18-20 лет
Санкт-Петербург
2016 год
Оглавление
Образовательная программа дополнительного образования детей и взрослых
художественной направленности «Лаборатория художника»
1. Пояснительная записка ………………………...……………...….…………….стр.3
2. Учебно-тематический план 1год обучения……………………………………стр.6
3. Содержание изучаемого курса 1год обучения ..…………………………..…..стр.7
4. Методическое и техническое обеспечение………………………………...….стр.12
5. Список литературы ………………………………………………………..……стр.15
Пояснительная записка.
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний студентов о видах деятельности изобразительного искусства.
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блока курса изобразительного искусства: «Мир цветов»,«Осенние мотивы», «Красота природы», «Человек собаке – ДРУГ», «В мире животных», «В мире сказок», «Тема + Техника», «Портретная азбука».
Цель дополнительного образовательного процесса в объединении: формирование и развитие художественных изобразительных значимых знаний и умений студентов, их профессиональных интересов, активной жизненной позиции и общей культуры.
Задачи:
Получение теоретических знаний
· Приобретение практических навыков выполнения композиционных работ.
· Развитие в области изобразительного искусства творческой инициативы, изобразительные способности, а также художественной культуры.
· Содействие нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию студентов, их духовному развитию.
Курс включаетразделы:
Первый (теоретический) раздел: включает беседы по общим вопросам художественного направления, где рассматриваются основные закономерности, правила и приемы курса, единые для всех видов и жанров изобразительного искусства. В беседах должны освещаться такие вопросы, как связь изобразительных средств с идейно - художественным содержанием произведения, значение средств композиционной выразительности (контраст, ритм, симметрия, динамика, силуэтность, обобщение, масштабность) для создания образа, основные принципы композиции. Рассматриваются специфические проблемы того или иного жанра изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет и т. д. Для каждого характерны внутрижанровые закономерности, правила, приемы, проявляющиеся в художественном произведении. Анализируются классические и современные произведения изобразительного искусства, их композиционная структура.
В ходе занятий студенты получают необходимую информацию по изучаемой теме, ставятся конкретные учебные задачи и раскрываются способы реализации этих задач при выполнении практической работы.
Во втором разделе (практической): прививаются студентам навыки творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами; воспитать умение последовательно работать над произведением от эскиза до завершения. Воплощение идеи и темы в композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда. Этим объясняется насыщенность курса практическими занятиями и большее количество часов, чем на теоретическую часть.
Практические занятия проводятся по примерной схеме:
· Вводная беседа и постановка задания;
· Выполнение практического задания;
· Обсуждение и подведение итогов работы.
В течение всего периода обучения студенты выполняют практические задания на определенные темы. Студенты выполняют задания в мастерской под руководством педагога, так и самостоятельно. В практических работах совершенствуются и закрепляются знания и навыки.
В процессе обучения преподавателем учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования.
Ожидаемые результаты:
- закрепление основных тем художественного курса
- знание основных понятий курса, приёмов, техник, применяемые в разных видах и жанрах изобразительного искусства;
- повышать уровень общей художественной культуры, изобразительных способностей, творческого мышления;
- применять полученные знания и навыки в художественной и педагогической деятельности;
- развивать наблюдательность, воображение, память;
- сформировать эстетический, художественный вкус.
Особенностью программы является:
Данный курс включает в себя основы живописи, рисунка, композиции, цветоведения, ДПИ, технологии изобразительного искусства. Курс ориентирован на обязательный минимум содержания образования по изобразительному искусству для средней профессионального образования и соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС СПО.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа предлагается для студентов 1-2 курсов в качестве подготовки выпускников колледжа, владеющие начальными знаниями и умениями, получают глубокие профессиональные навыки, понимания произведений всех видов и жанров изобразительного искусства. Курс рассчитан на 144 часа при проведении 4 аудиторных занятий в неделю.
Сроки реализации программы:
Программа составлена из расчёта 4 часа в неделю, 144 часа в учебном году.
Формы и режим занятий:
Срок обучения | Формы обучения | Общее количество часов | Количество часов в неделю | Количество занятий в нед. |
1 год | Теоретические занятия Практикум | 144 часов, из них: 1-е полугодие: 72 часа 2 полугодие: 72 часа | 4 часа: 1-е полугод. 18 нед. 2-е полугод. 18 нед. | 2 занятия по 2 часа |
Для качества контроля образовательного процесса, в конце полугодия проводятся персональные или творческие выставки, где педагог отмечает лучшие работы, изменения, достижения студента, даёт ему характеристику.
Учебно-тематический план
№ пп | Разделы программ и темы занятий. | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1.1 1.2 1.3. 1.4. | Раздел 1: Мир цветов. Полевые и садовые цветы. «Резные» цветы. Фруктово-цветочный портрет. Цветочная мозаика. | |||
2.1 2.2 2.3 2.4 | Раздел 2: Осенние мотивы Листопад. Гобелен «Фроттаж» Декоративный натюрморт. Перелётные птицы. | |||
3.1. 3.2 3.3 3.4 | Раздел 3: Красота природы. Дерево в пейзаже. Лесной наряд. Моя малая Родина. Декор СПб | |||
4.1 4.2 | Раздел 4: Человек собаке – ДРУГ. Собака по кличке «Зентангл». Жёлтый пёс. | |||
18 нед. | Итого на 1-е полугодие | |||
5.1 5.2 5.3 5.4 | Раздел 5: В мире животных Братья наши меньшие. Кошкин дом. Котоарт. Лубок. | |||
6.1 6.2 6.3 | Раздел 6: В мире сказок. Жар птица Дракон. Узоры на стекле. | |||
7.1 7.2 | Раздел 7:Тема + техника. Гравюра на картоне. «Натюрморт». Пуантилизм. «Рыбы». | |||
8.1 8.2 | Раздел 8:Портретная азбука. Схема портрета. Портрет по фото. | |||
Итоговое занятие | ||||
18 нед. | Итого на 2-е полугодие |
Содержание изучаемого курса (144 часа):
Раздел 1.Мир цветов. (16 часов)
Тема 1.1. Полевые и садовые цветы. (4 часа)
Организация рабочего места. Этюд-эскиз полевых и садовых цветов в цвете на формате А4. Копирование цветов с фотографий. (2 час)
Составление композиции полевых или садовых цветов в цвете на формате А3. Материал: акварель, кисть. (2 часа).
Тема 1.2. «Резные» цветы. (4 часа)
Материалы для работы: картон, резак. Техника безопасности. Способы и правила работы с картоном и другими инструментами. (1 час)
Применение изделий картона. Обучить работе по трафарету. Прием вырезания ажурных цветов, узоров резаком. (1 час)
Создать модель букетика цветов на картоне формата А5 на основе простого трафарета. (1 час).
Конструирование бумажной открытки, модели простой выкройки из нескольких модулей. (1 час)
Тема 1.3. Фруктово-цветочный портрет. (5 часа)
Изображение листьев, цветов, плодов, ягод на формате А4. Копирование элементов. (2 час)
Составление эскиза композиции в карандаше на формате А3. (1 час) Составление декоративной композиции портрета в цвете из заданных элементов. Материал: гуашь, кисть. (2 часа)
Тема 1.4. Цветочная мозаика. (3 часа)
Материалы для работы: веточки деревьев, резак, клей ПВА, картон, гуашь, кисть. Техника безопасности. Способы и правила работы с материалом, инструментами. Прием вырезания среза веточек дерева резаком. (1 час)
Создать композицию цветка на картоне формата А5. Мозаика из срезов веток деревьев в окружности. (2 часа)
Раздел 2.Осенние мотивы.(22 часа)
Тема 2.1. Листопад.(6 часов)
Использование графических зарисовок в качестве творческого источника. Стилизация. Законы стилизации растительных форм на основе растительных образов - осенних листьев, в технике: графика. Особенности линейного изображения. Точка, штрих, линия, пятно – выразительные средства графики. Выполнение упражнений по созданию фактурных поверхностей выразительными средствами графики. Ознакомление с техникой. (2 часа)
Виды декоративных композиций. Законы составления декоративной композиции (замкнутой, открытой). Выполнить компоновку в карандаше на формате А3, используя ранее, наработанный материал. Графическая композиция. (1 час)
Выполнить декоративную композицию «Листопад» из стилизованных растений, графическим материалом: гель ручка. (3 часа)
Тема 2.2. Гобелен «Фроттаж».(5 часов)
Техника воспроизведение рисунка фактуры с помощью натирания бумаги. Рельефом являются осенние цветы и листья, покрыв сверху и натерев восковыми мелками плоскость листа неплотной бумаги формата (поэкспериментировать с бумагой разного оттенка и фактуры) А 4. (3 часа)
Соединить (при помощи тёмного скотча) все полученные растительные оттиски в единую картину – гобелен, создавая определённую цветовую и гармоничную композицию. (2 часа)
Тема 2.3. Перелётные птицы.(5 часа)
Создание эскиза модуля птицы на формате тетрадного листа в клеточку. (1 час)
Создание симметричной композиции «Перелётные птицы» из базовых моделей птиц 2 цветов на формате А3. Заполнить пространство листа, создавая мозаику – орнамент методом отражения и смещения, без перекрытия и щелей. Материал: цветной картон, клей, ножницы. (4 часа)
Тема 2.4. Декоративный натюрморт.(6 часа)
Подготовка формата (тонирование гуашью тёмным цветом, или тёмный картон). Упражнение на формате А4, применив различные приёмы работы с кистью и природный материал – листья (оттиск). (2 час)
Тематическая композиция «Декоративный натюрморт». Используя ранее изученные приемы создания композиции, создать букет осенних листьев (получение изображения - оттискс с помощью диатипии) в вазе. Материал: формат А3, гуашь, кисть. (4 часа)
Раздел 3. Красота природы.(22 часов)
Тема 3.1. Дерево в пейзаже.(4 часа)
Этюды деревьев «Ивы», «Зимнее дерево» на формате А 4, без предварительного рисунка. Материал: Акварель, кисть. (2 часа)
Этюд «Дерево в пейзаже» (на фоне неба и земли) на формате А4. Материал: Акварель, кисть. (2 часа)
Тема 3.2. Лесной наряд.(4 часов)
Этюды осенних деревьев (без кроны, с листвой) на формате А 4, без предварительного рисунка. Материал: Гуашь, кисть. (2 часа)
Этюд «Дерево в пейзаже» (на фоне неба и земли) на формате А4. Материал: Гуашь, кисть. (2 часа)
Тема 3.3. Моя малая Родина.(6 часов)
Создать пейзаж на формате А3 уголка России (копию с работы художника или фотография). Мотив: дорог, рек, полей, гор, деревень и т. п. Любого времени года. Материал: живописный материал на выбор. 1 этап: компоновка в листе, линейный набросок. (1 час)
2 этап: Большие цветовые отношения картины. (2 часа)
3 этап: Детальная прописка, моделировка 1 плана работы. (2 часа)
4 этап: Обобщение, завершение картины. (1 час)
Тема 3.4. Декор СПб. (8 часов)
Основы составления композиции с пейзажными и архитектурными мотивами на примере анализа образцов мастеров прикладного искусства и студенческих работ. (2 час)
Основы составления (с фотографий архитектуры Питера) композиции с пейзажными и архитектурными мотивами на примере анализа образцов мастеров прикладного искусства и студенческих работ. Красота и разнообразие окружающего нас мира – стилизация архитектурных форм. Стилизация архитектуры СПб – цветовой эскиз на формате А4. (2 час)
Выполнение композиции «Декор СПб»на формате А3. Материал: Гуашь, кисть. (4 часа)
Раздел 4.Человек собаке – ДРУГ.(12 часов)
Тема 4.1. Собака по кличке «Зентангл».(6 часов)
Терминология зентангл - орнамент (tangle) – повторяющийся узор, используемый для заполнения пространства рисунка. Узоры простых повторяющих форм из волнистых линий, дуги, сетки графические линии, листья, цветы и прочее узоры с окружностями. Создание наброска узора – орнамента на формате А5. (2 часа).
Выполнение новогодней открытке на формате А 4, с изображением символа года – СОБАКИ. Заполнить контур узором, раннее придуманным, в технике: Зентангл. Материал: гелевые пасты, простые шариковые ручки, перьевые ручки, чернила, фломастеры, маркеры— для основной прорисовки узоров клубка Зентангл; использовать белую бумагу и инструменты для рисования чёрного цвета, чтобы создавать контраст и получить красивую плитку Зентангл в её классическом понимании. (4 часа).
Тема 4.2. Жёлтый пёс.(6 часов)
Создать из желтой, оранжевой или белой цветной бумаги 20-30 шаблонов ладошек. (2 часа)
Создать на формате А3 силуэт – основу Собаки. (1 час)
Собрать изделие, плоскую поделку, в технике: аппликация из «Ладошек». Материал: бумага жёлтого или оранжевого цвета, картон формата А 3, клей ПВА. (3 часа)
Раздел 5. В мире животных.(26 часа)
Тема 5.1. Братья наши меньшие. (4 часа)
Изображение животных и птиц на формате А4. Копирование с наглядных пособий животных различным графическим материалом: гель ручка, цветные карандаши, мелки и т.п. (4 час)
Тема 5.2. Кошкин дом.(6 часов)
Создать карандашные наброски в статике и в движении кошек на формате А4. (3 часа)
Создание объёмной открытки «Кошкин дом» на формате А4. Материал: цветной картон, резак, (3 часа)
Тема 5.3. Котоарт.(6 часов)
Используя ранее выполненные наброски кошек, созданть декоративной композиции, применив приём контраста (светлого и тёмного пятна). (3 часа)
Выполнить тематическую композицию «Котоарт» на формате А3. Материал: Чёрный фломастер или чёрная гуашь. (3 часа)
Тема 5.4. Лубок. (10 часа)
Декоративная композиция в стиле лубочной картинки.История развития лубочной картинки. (1 час)
Создать карандашный набросок на формате А 4 в стиле лубочной картины, на тему: сказки, частушки, пословицы, поговорки. (4 часа)
Создать декоративную композицию «лубок» на квадратном формате (А3), сохранив стилистические признаки, используя приемы графики, шрифта. Материал: акварель, кисть, цветные карандаши, гель, ручка. (5 часов)
Раздел 6.В мире сказок.(20 часов)
Тема 6.1. Жар птица.(8 часов)
Изготовление тканевой прокладки для фона. Техника: батик (свободная роспись по ткани акварелью). (2 часа).
Изготовление деталей (хвост, тело птицы) в технике бумагопластика. (3 часа)
Сбор панно «Жар птица». Украшение изделия. Рама. (3 часа)
Тема 6.2. Дракон.(6 часов)
Создать набросок дракона на формате (А3) передавая его пластику тела. (3 часа)
Изготовление резного декоративного панно «Дракон». Материал: бумага, резак. (3 часа)
Тема 6.3. Узоры на стекле.(6 часов)
Создать эскиз на формате А4 в цвете на тему: «Цветы», «Кошки», «Город», «Узоры». (2часа)
Роспись стеклянной бутылки. Материал: клей, блёстки, акриловая или масляная краска. (4 часа)
Раздел 7. Тема + Техника.(12 часов)
Тема 7.1. Гравюра на картоне. «Натюрморт»(6 часов)
Изготовление основы для печати путём вклеивания кусочков картона и вырезания кусочков на контуре предмета (4 часа).
Создания 2 цветных оттисков (выполнение композиции с помощью цветной диатипии) на формате А3 отдельных элементов натюрморта (ваза, фрукты, овощи и т. п.). Материал: гуашь, кисть, губка. (2 часа)
Тема 7.2. Пуантилизм. «Рыбы».(6 часов)
Создание наброска 2 рыб (разных по размеру или по форме) на формате А3 (2 часа).
Создание композиции «Рыбы» в цвете (из 8 контрастных цветов) в технике: пуантилизм. Рыбы: тёплыми цветами (жёлтый, красный, оранжевый, коричневый) на холодном фоне (синий, фиолетовый, голубой, изумрудный). Материал: гуашь, кисть. (4 часа)
Раздел 8. Портретная азбука. (14 часов)
Тема 8.1. Схема Портрета.(5 часа)
Голова человека–один из наиболее сложных объектов изображения (пластика, анатомия человеческой головы, сходство с портретируемым). Изучение схемы (на формате А4 набросок схемы), пропорций головы человека. (2 часа) Зарисовки отдельных элементов лица с наглядных пособий. (3 часа)
Тема 8.2. Портрет по фото(9 часов)
Примерная тематика фото для композиции: «Детский портрет», «Женский портер», «Автопортрет», «Мужской портрет». Компоновка в листе формата А4 - 3. (2 часа)
Детальной проработки элементов портрета. (3 часа)
Отражение отличительных черт, внешность человека; выделение характерной детали. Работа с фотом, цветом портрета. Развитие наблюдательности у учащихся, точность изображения. Материал: Цветной графический материал. (4 часа)
Итоговое занятие.(2 часа)
Оформление выставки творческих работ за полугодие.