Чем меньше звуков в слове, тем оно короче
2. В ДЛИННОМ СЛОВЕ МНОГО ЗВУКОВ, В КОРОТКОМ – МАЛО
-Так какое слово было самое короткое? А какое самое длинное?
- Давайте это докажем. (Прошагать слова или «вытянуть ниточку»)
3. Формирование навыков звукового анализа, дифференциация на слух длинных и коротких слов. Дидактическая игра «Длиннее-короче»
- С вами хочет поиграть Карандаш. Он будет называть пару слов. Вы должны определить, какое слово короче, а какое длиннее. Внимательно слушайте вопрос. (Педагог задает вопрос в двух вариантах: Какое слово длиннее? или Какое слово короче? Дети могут при ответе пользоваться любым из известных им способов определения)
Слова для сравнения: УЖ – СОРОКА ЕЖ – ГОЛУБИ
РАК – РЫСЬ (оба слова короткие) и т.д.
4. Формирование навыков звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове. Дидактическая игра «Догадайся сам»
- У меня на столе много разных предметов и игрушек. Давайте назовем их. Произносите слова так, чтобы хорошо был слышен каждый звук.
(Условие: первый звук в слове – гласный или твердый согласный, последний звук в слове – ударный гласный)
- Назовите первый звук в каждом слове, выделите его голосом.
- А теперь произнесите название предметов так, чтобы мы услышали, какой звук в словах последний.
- Сейчас все игрушки положим в «Чудесный мешочек». Вы будете доставать их из мешочка и называть последний звук. Если ответ правильный, будем класть предмет в корзинку, если неправильный – в ведерко. А потом посчитаем, каких ответов было больше – верных или неверных.
5. Закрепление понятий «слово» и «предложение». Расширение объема предложения.
- Будем составлять предложения по картинкам и по схеме. Кто прочитает первую схему и составит предложение
БЕЛКА ПРЫГНУЛА НА ДЕРЕВО
- Сколько слов в этом предложении?
- Какое слово первое, второе, третье, четвертое?
- Покажите на схеме маленькое слово НА и скажите, на каком месте в предложении оно находится.
|
|
|
- Что обозначает слово, которое нужно добавить в предложение? (Признак предмета). На какой вопрос это слово отвечает, если относится к слову БЕЛКА? (На вопрос «Какая?»)
- Добавьте слово и скажите предложение:
РЫЖАЯ (ШУСТРАЯ, ЛОВКАЯ….) БЕЛКА ПРЫГНУЛА НА ДЕРЕВО
Аналогично проводится работа с другими парами слов.
|
|
|
|
|
|
|
МАШИНА – ДОРОГА
СТОЛ – КНИГИ
КИТ – МОРЕ
6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.Упражнение «Ловкий зайка»
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
ВЫШЕЛ ЗАЙКА ПОГУЛЯТЬ.
ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК НАМ БЫТЬ?
НАДО ЗАИНЬКУ ЛОВИТЬ!
СНОВА БУДЕМ МЫ СЧИТАТЬ:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
( Руки сжаты в кулаки. На счет 1-5 отгибаются пальцы правой руки. Затем отгибаются указательный и средний пальцы левой руки. В конце пальцы обеих рук сжимаются и отгибаются по одному на счет 1-5.)
7. Формирование графических навыков.См. предыдущее занятие.
[1] По материалам Н.В. Новоторцевой «Учимся писать. Обучение грамоте» Ярославль, 2000.