Все дополнительные задания выполняются в электронном виде и предоставляются на проверку не позднее последнего практического занятия в каждой подгруппе
Требования к экзамену
по курсу «История образования и педагогической мысли»
Итоговой аттестацией по курсу: «История образования и педагогической мысли» является ЭКЗАМЕН.
На экзамене студент должен показать:
1. Осмысление роли образования в истории мировой культуры;
2. Умение осуществлять сравнительный анализ различных педагогических систем прошлого;
3. Понимание связи исторических тенденций и процессов в развитии образования – связь прошлого и настоящего;
4. Умение объективно оценивать исторический генезис образования, его современное состояние, прогнозировать его дальнейшее развитие.
Отсюда ответы студентов на экзамене по курсу: «История образования и педагогической мысли» должны содержать:
Ø Знание основных тенденций и факторов развития образования в рамках мировой культуры;
Ø Понимание сущности ведущих педагогических систем педагогов-классиков, их влияние на практику образования;
Ø Обоснование взаимосвязи образования в России с достижениями западноевропейского образования;
Ø Собственные оценочные суждения и оценку фактов, процессов в истории образования.
Повторная сдача экзамена по дисциплине «История образования и педагогической мысли» осуществляется в виде тестирования.
Коэффициент важности = 0,4
Количество баллов = 100
Максимальная итоговая сумма баллов получается путем умножения полученных баллов на коэффициент важности: 100×0,4 = 40
Вопросы для экзамена
1. Сущность и значение исторически первого этапа в истории образования.
2. Ценности и содержание образования в Южно-азиатской и Восточной цивилизации.
3. Сравнительный анализ систем воспитания Античного общества. Идеи образования, воспитания, развития в трудах древнегреческих философов (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит) и их значение. Просвещение в эпоху Эллинизма.
4. Древнеримская школа. Вопросы обучения и воспитания в трудах М.Ф. Квинтилиана.
5. Развитие образования на Западе в эпоху Средневековья (V-XV вв.).
6. Развитие идеи гуманизма в педагогике эпохи Возрождения (Томас Мор, Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Витторино да Фильтре).
7. Генезис систем образования в Новое время на Западе (XVII-XIX вв.).
8. Классно-урочная система Я.А. Коменского и ее дальнейшее развитие.
9. «Дидактическая машина» Я.А. Коменского как прообраз современных технологий образования.
10. Элитная система воспитания Дж. Локка, реализация ее идей в современной западной школе.
11. Сравнительный анализ реализации принципа природосообразности в педагогических системах Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци. Значение принципа природосообразности для современного образования.
12. Педагогическая теория естественного воспитания Ж.Ж. Руссо и ее влияние на формирование образовательных систем в прошлом и настоящем.
13. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. Идея соединения обучения с трудом и опыт ее реализации.
14. Педагогическая деятельность и дидактика А.В. Дистервега. Принципы природосообразности, культуросообразности и самодеятельности в обучении и воспитании.
15. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта и ее влияние на западную и отечественную системы образования.
16. Учение Р. Оуэна об образовании характера человека. Анализ опыта соединения обучения с производительным трудом.
17. Система дошкольного воспитания Ф.В. Фребеля.
18. Сущность Вольдорфской педагогики (Р. Штейнер).
19. Анализ основных принципов организации школы действия А. Лая и трудовой школы Г. Кершенштейнера.
20. Теория прагматизма в педагогике (Дж. Дьюи).
21. Теория дошкольного воспитания М. Монтессори.
22. Педагогические взгляды Я. Корчака.
23. Церковно-религиозный период истории образования на Руси (X-XVII вв.).
24. Просветительские реформы в России в XVIII века.
25. Демократизм просветительской деятельности М.В. Ломоносова.
26. Образовательные реформы в России XIX века.
27. Влияние идей русских революционеров-демократов В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова на систему образования в России.
28. Общественно-педагогическое движение в России второй половины XIX века. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого.
29. Лицейское образование в России.
30. Целостность и уникальность педагогической системы К.Д. Ушинского. Дидактика К.Д. Ушинского.
31. К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогической теории. Анализ работы «Человек как предмет воспитания».
32. К.Д. Ушинский о роли труда в жизни человека и обучении. Анализ работы «Труд в его психическом и воспитательном значении».
33. Реальные училища в России. Проект политехнических школ Н.П. Огарева.
34. Развитие системы трудового обучения в России. История технического и технологического образования в России.
35. Деятельность Русского Технического Общества. А.Г. Неболсин – организатор профессионального образования в России.
36. История женского образования в России.
37. История коммерческого образования и предпринимательства в России.
38. История педагогического образования в России. Высшее педагогическое образование в России. РГПУ имени А.И. Герцена – история и современность.
39. Педагогические течения начала ХХ века в России.
40. Советская школа как историко-педагогический феномен. Основные этапы развития.
41. Поиски новых подходов к организации обучения и воспитания подрастающего поколения (А.П. Пинкевич, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).
42. Развитие идеи русской национальной школы В.Н. Сорока-Росинским.
43. Педагогическая система А.С. Макаренко. Новые подходы к соединению обучения с производительным трудом.
44. Педагогическая система В.А. Сухомлинского. Педагогическая культура и профессионализм учителя.
Литература для подготовки к экзамену:
1. Ахаян Т.К. Педагогические очерки к построению курса: «История образования». – СПб.: РГПУ, 1996.
2. Антология педагогической мысли в 3 томах. Под редакцией Г.Б. Корнетова, К.И. Салимона. – М., 1988.
3. Белозерцев Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. – М., 1994.
4. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999, 2003.
5. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.
6. История педагогики / Под Редакцией М.Ф. Шабаевой. – М., 1981
7. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.
8. Зейлингер-Рубинштейн Е.Н. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. – Л.: ЛГУ, 1978.
9. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. – М., 1994.
10. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Бруно. ЖЗЛ. – СПб., 1995.
11. Философия / Под Редакцией В.Л. Обухова, Г.В. Стельмашука. – СПб., 1999.
12. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1988.
13. Древнерусская педагогика X-XII вв. Под редакцией Т.К. Ахаян. – СПб.: РГПУ, 1997.
14. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России.- М., 1998.
15. Терентьева А.В. История отечественного образования. – СПб.: РГПУ, 1996.
16. Козлова Н.И. Из истории женского образования В СПБ. – СПб., 1996.
17. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. – М., 1990.
18. Педагогика российского зарубежья: Хрестоматия. – М., 1996.
19. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993.
20. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. – М., 1971.
21. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1996.
Критерии оценки:
Ø Качества знаний: осознанность, прочность, полнота, глубина.
Ø Уровень коммуникативной культуры.
Ø Профессионально-личностная позиция по отношению к рассматриваемому вопросу.