Мини-туризм
Само слово «поход» несет в себе какую-то магию. Тут уже речь не просто о прогулке, а о путешествии, о приключении. И пусть наш поход – лишь в расположенный неподалеку лесопарк Сосновку. Мы идем по маршруту. Мы осваиваем новые места.
Дошкольники в день могут проходить без особых проблем 10-15 км (разумеется, с отдыхом и при достаточно регулярных тренировках). Небольшие рюкзаки (пусть даже почти чисто символические по весу) не помешают – надо ведь с ранних лет приучаться носить грузы в далеком пути. Запасы еды и питья подбодрят и укрепят.
Мои сыновья, как и я, любили путешествовать. В данном вопросе у нас было полное единство. Старшая дочка редко ходила с нами, ее больше привлекали другие дела. А Машеньку мы таскали с собой с самого раннего возраста. Где-то она шла сама, но основную часть пути проделывала, сидя у папы на руках или на плечах. Или же на закорках у старших братьев.
Некоторые путешествия запомнились всем нам очень ярко. Например, поездка за брусникой на далекое болото. Дело происходило в конце августа. Я до сих пор вижу перед собой трехлетнего Колю и пятилетнего Тиму с рюкзачками, в ярких кожаных курточках, полных интереса к необычной поездке, полных твердой решимости не ныть, а мужественно идти через лес и болото. Метро, электричка, автобус, попутка. Офицер, командовавший двумя военными машинами, решил посодействовать нам – 6 километров пути по бетонной дороге в глубину болот мы проехали, а не прошагали (как собирались). Да еще добрый дяденька приколол Тиме и Коле на курточки по артиллерийскому значку (две скрещенные пушки).
По болоту мои парни шли с энтузиазмом, пробираясь между кочек, кустов и невысоких редких деревьев. Колю и Тиму не смущало то, что местами кочки были выше их роста. А я тащил тяжелый рюкзак с припасами и старательно разглядывал дорогу – дабы не заблудиться на обратном пути.
Дойдя до места, мы стали собирать бруснику. Коля набрал в свое ведерко пол-литра, а более взрослый Тима – около двух литров. Затем я построил ребятам вигвам (использовав плащи и накидки от дождя), обустроил их там, а сам продолжил сбор ягод. Еды у нас с собой было много, погода стояла чудесная – все сложилось замечательно.
Обратный путь оказался труден. Выбравшись из леса на военную дорогу, мы не обнаружили желающих нас взять попуток. Время было уже достаточно позднее, хотя солнышко еще не село. Впереди – 6 километров до большого шоссе. Я тащил тяжеленный рюкзак (добавились собранные ягоды) и нес по очереди Колю и Тиму на руках. А второго маленького путешественника при этом держал за руку – чтобы не отставал и чтобы было ему веселее. Сыны не ныли, хотя шагали из последних сил. И рюкзачки свои маленькие несли. Так мы прошли километра полтора.
В конце концов нас взяла попутка. Мы втиснулись втроем с рюкзаками на одно место на заднем сидении – рядом с девушкой и весьма удивленным, но вполне доброжелательным огромным догом. Нас довезли до большого шоссе, а там мы легко поймали попутку до железнодорожной станции. Домой мы добрались поздно – уже совсем стемнело. А весь следующий день не выходили из квартиры – восстанавливали силы после путешествия.
Прошло 15 лет, но мы хорошо помним все детали того похода. Холодными зимними вечерами мы вспоминали, как шагали по болоту, как ловили попутки, как играли в вигваме… Мы рассказывали маме и Алене, родственникам и знакомым о нашем приключении. Мы чувствовали себя мужчинами.
Были и другие походы: загород, в поле, по городским паркам… Степень трудности дозировалась в соответствии с возрастом ребят. Они приучались к состоянию путешествия, учились укладывать рюкзаки, привыкали распределять свои силы, осваивали навыки ориентирования на местности.
Одно время мы много путешествовали автостопом. Меня часто подвозили с двумя-тремя, а то и с четырьмя детьми. Так мы ездили в расположенный недалеко от Петербурга поселок Юкки, где есть хорошее озеро, много интересных мест для прогулок и малинники со вкусной малиной. Я учил детей быстро и спокойно садиться в остановившуюся машину, быть вежливыми с подвозившими нас людьми, соблюдать осторожность у дороги. И так ведь интересно покататься на разных машинах: на шикарных иномарках, на стареньких автомобилях советских времен, на грузовиках, на микроавтобусах, на подъемных кранах… Да и люди все разные, со всеми интересно пообщаться.
Когда сыновья подросли, дедушка купил им два хороших подростковых рюкзака. Дело было зимой, сезон далеких путешествий у нас еще не начался. Но Тима и Коля так воодушевились, что решили сразу же начать тренировки. Они загружали в рюкзаки кое-какие вещи, добавляли для весу гантели, брали еду и ходили по квартире часами. На привалах ребята строили «шалаш» или делали «палатку», сооружали «костер» (из деревяшек и красной тряпки) и ели «походную еду». А я их морально поддерживал.
Те рюкзаки верой и правдой служили в наших походах, в дальних прогулках, в поездках на дачу. Они оказались удивительно удачной конструкции и удивительно прочные. Чрезвычайно важные и полезные элементы развивающей среды.
Потом пришло время и настоящего туризма – когда Коле было 12 лет, а Тиме – 14 лет. Нас всей семьей пригласили в стационарный палаточный лагерь на реке Смородинке. Там ребята познакомились с туристским бытом, с дисциплиной в большом отряде подростков, с тяжелой работой по хозяйству. Не так-то просто свалить сушину, распилить ее двуручной пилой на части, втащить эти части в гору по тропе, нарубить чурбаны на поленья… А то ведь и дождь бывает, и комары… Но Тима и Коля оказались хорошо подготовленными к таким трудностям. А я со стороны приглядывал за сыновьями, заботился о маленькой Маше и проводил прямо на лесной поляне студию по рисованию. Даже наш любимый крысенок Шусик был с нами там – жил в своей клетке, поставленной в палатке.
Дальше мальчишки развивались в туризме уже без нас с Машей. Они в то же лето отправились в сложный трехнедельный лодочный поход по Вуоксе. Затем были у них и байдарочные походы, и соревнования по линии МЧС… А ведь когда-то все начиналось с детских далеких прогулок с крошечными рюкзачками и с самодельными «подпопниками», вырезанными из добытого папой на заводской свалке пенополиэтилена.
С моей точки зрения, мини-туризм с малышами – прекрасная развивающая штука. Не когда тебя с комфортом привезли на машине, выгрузили у озера и завалили едой и игрушками. А когда ты сам идешь, несешь рюкзак, преодолеваешь усталость, справляешься с трудностями, открываешь новые тропы и новые пространства… Пусть тебе всего несколько лет, но ты делаешь это сам, ты расширяешь свои возможности.
Переправиться через канаву по бревну. Пробраться через заросли густого кустарника. Влезть на крутую гору. Сориентироваться среди тропинок в лесу. Поджарить хлеб на костре. Идти по незнакомой дороге. Заблудиться и найти дорогу вновь. Вернуться домой усталым, но полным впечатлений. Ощутить вкус путешествия…
Мое детство было крайне бедно подобными переживаниями. Воспитывая своих детей, я в изрядной мере удовлетворил свою нереализованную в детстве тягу к дальним прогулкам и походам. Удачно так получилось, что мои сыновья любили это дело. Оно, конечно, хлопотливое и не совсем простое. Но стоит того!