Социальная работа в общине

Характер проблем и состояние общества, в котором они возникают, определяют методы, какими пыта­ются разрешить эти проблемы. Проблемы могут иметь личностный характер или быть обращены к семье, в зависимости от этого и социальная работа осуществля­ется на уровне личности или на уровне семьи.

Многие социальные проблемы имеют более ши­рокий характер воздействия и связаны с большими формированиями людей: жилым районом, трудовым коллективом, школьным коллективом и т.д. Бывают ситуации, когда человек выпадает из той или иной со­циальной структуры и в результате этого обращается к алкоголю, наркотикам или приобретает криминаль­ные наклонности. Часть проблем может быть решена благодаря развитию методики сетевого изучения. Имеется в виду такая сеть человеческих контактов, в которой тот или иной человек может получить совет, поддержку или рекомендацию. Важными составны­ми частями такой сети человеческого общения явля­ются, безусловно, родственники, соседи, товарищи по работе и т.д.

Исследования показали, что люди, имеющие сла­бые связи в рамках такой сети, испытывают больший, чем другие, риск оказаться в сложной ситуации психологической, экономической и социальной. Важной является работа по упрочению такой сети, а иногда и по ее созданию.

Если обратиться к контингенту людей в отдельно взятом районе или коллективе, который имеет свои сложности психологического, экономического характе­ра, то, изучив ситуацию, можно прийти к выводу, чтоихконтакты в рамках этой сети являются недостаточны­ми. Возникает социальная дезорганизация. Никто из окружающих не реагирует или не осмеливается реаги­ровать на злоупотребления со стороны какого-либо лица наркотиками, алкоголем или на его антиобществен­ное поведение. В худших случаях это ведет к появлению преступной субкультуры, серьезным отклонени­ям в поведении.

В обществе имеется безработица, и это в свою оче­редь приводит к тому, что появляются люди, выпадаю­щие из социальных структур и в соответствии с этим приобретающие какие-то отклонения.

Существование рынка жилплощади ведет к тому, что происходит расслоение общества, появляются районы, населенные лицами с разным социальным статусом.

В Швеции непрестижными или трущобными рай­онами являются пригороды городов, которые застраи­вались в 60–70-е годы многоквартирными домами. Профессиональная социальная работа во многом име­ет объектом своей деятельности именно такого рода районы. Задача состоит в том, чтобы помочь людям организоваться, объединиться и направить свои уси­лия на решение злободневных проблем. Например, организовать пенсионеров с тем, чтобы они нашли за­нятие в свободное время, чтобы не возникло такой ситуации, когда пенсионер лежит дома больной и нужда­ется в помощи.

Отчасти схожие методы могут применяться и в работе с молодежью или с матерями-одиночками, кото­рые проживают в густозаселенных районах. Первосте­пенной задачей в таких случаях является определение проблем и путей их решения. Своеобразный банк све­дений можно создать методом опроса или путем сбора информации от людей, которые знакомы с проблемой, разбираются в ней.

Социальные работники исходят из того, что не все­гда личность может справиться со своими проблема­ми. Иногда нужно обратить внимание людей на возник­шую проблему и подсказать средства ее решения. Социальная работа строится во многом исходя из той предпосылки, что большую часть проблем можно ре­шить только объединенными, общими усилиями. В об­ществе должны присутствовать взаимная помощь, не­формальный социальный контроль и общение. Функции социальной службы в плане работы с общественнос­тью заключаются в том, чтобы реализовать все возмож­ности, имеющиеся в обществе, с тем, чтобы оно могло разрешить свои проблемы.

В Швеции существуют очень хорошие традиции сотрудничества. Народные движения, различного рода общественные организации, общества «Трезвость», спортивные союзы, профсоюзы – очень много внима­ния уделяют решению именно социальных вопросов. Сотрудничество с этими организациями является весь­ма важным для социальных работников.

Социальная работа в Швеции налажена давно, од­нако только с конца 70-х годов она была поставлена на профессиональную основу и научно обеспечена теоре­тическими разработками. Именно в 70-е годы начали осуществляться различные проекты, которые в первую очередь касались трущобных районов.

В соответствии с законом, принятым в 1982 г., ком­муны сами регулируют вопросы жилищной застройки в том, что касается организации общественного серви­са. В законе указывается, что функции социальных служб являются одними из важнейших при решении вопросов такого планирования.

Чтобы заниматься вопросами социального плани­рования и участвовать в нем, социальному работнику необходим определенный уровень знаний. Часть таких знаний, естественно, носит общий характер. Это, в первую очередь, знания социального планирования и условий жизни в районе заселения, в деревне, неболь­шой коммуне и т.д., а также знания о сегрегации, соци­альном контроле и конкретных условиях жизни людей.

Наши рекомендации