Глава VII. Психологические основы обучения. Если учитель замечает, что ученик испытывает большие труд­ности в работе, когда предлагаются задания


Если учитель замечает, что ученик испытывает большие труд­ности в работе, когда предлагаются задания, разнообразные по содержанию и по способам решения, когда материал подается в высоком темпе и требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой, то можно предположить, что это школьник, обладающий инертной нервной системой. Та­кие ученики плохо справляются с работой даже тогда, когда зна­ют материал, в ситуациях, когда ограничено время работы и на вопрос учителя требуется немедленный ответ. Медлительность и неторопливость, обстоятельность характерны для них и в речи и в движениях.

Рекомендации при работе с инертными школьниками следу­ющие:

1) не требовать от них немедленного включения в деятель­ность, поскольку их активность в выполнении нового вида зада­ний возрастает постепенно;

2) учащиеся не могут проявлять высокую активность в усло­виях разнообразных заданий;

3) не требовать быстрого изменения неудачных действий, фор­мулировок при устных ответах, им необходимо время на обдумы­вание;

4) не спрашивать в начале урока;

5) избегать ситуации, когда от инертного требуется получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, — необходимо дать время на подготовку;

6) не следует заставлять отвечать на вопросы нового, только что пройденного материала, лучше отложить опрос, дав возмож­ность позаниматься дома;

7) не следует отвлекать такого ученика при выполнении им задания.

Одаренные дети в школе: обучение и развитие детской одарен­ности. Чаще всего учитель в школе больше внимания уделяет де­тям проблемным, с трудностями в обучении и воспитании. Одна­ко в школе есть и контингент детей с высокой степенью развития способностей и «наличием одаренности.

Способности — это индивидуально-психологические особен­ности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности, которые проявляют­ся у школьника, чаще всего проявляются в учении или в тех видах деятельности, которыми он занимается дополнительно (рисова-

§ 5. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности317

ние, музыка, техническое конструирование и т.д.). Способности выявляются в деятельности и в деятельности развиваются. Разли­чают общие интеллектуальные и специальные способности (ма­тематические, лингвистические, художественные, музыкальные и др.).

Известный отечественный психолог Н.С. Лейтес, специалист в области детской одаренности, предлагает различать три катего­рии способных детей1.

Первая категория — учащиеся с ранним подъемом интеллек­та, диагностируемым по специальным показателям Iq-теста. Это дети с ранним подъемом общих способностей, для них характер­ны быстрый темп обучения в школе, стремление к умственной нагрузке, любовь к занятиям. В умственном отношении они замет­но опережают сверстников.

Вторая категория — учащиеся с ярким проявлением способ­ностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности. Обыч­но они обладают средним или высоким общим уровнем развития интеллекта, однако проявляют склонность к какой-то одной об­ласти науки, искусства или техники, где достигают выдающихся успехов. Эту категорию детей обычно называют талантливыми.

Третья категория — учащиеся с потенциальными признаками одаренности. Они не идут впереди сверстников по общему уровню умственного развития, однако их отличают самостоятельность и оригинальность суждений по разным вопросам, хорошо развитые творческие способности. Возможно, эти особенности указывают на высокие способности к таким видам деятельности, для разви­тия которых пока не созданы условия.

Как показывает практика, развитие одаренных детей может протекать по-разному. В массовой школе, к сожалению, редко со­здаются условия для развития одаренных учеников, так как ос­новные усилия учителей сосредоточены на занятиях с детьми, которые с трудом овладевают школьной программой. Поэтому ча­сто происходит выравнивание одаренных со сверстниками по уров­ню способностей.

Одаренные дети — это ценность и богатство нашего общества, которые нельзя терять. В Европе вопросами одаренных детей в си­стеме всеобщего образования занимается специально созданный комитет - Евроталант (Европейский комитет по образованию ода­ренных детей и юношей при Совете Европы). В России дела обсто-1 См.: Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан. В.В. Зацепин. М., 1998.


Наши рекомендации