Загвоздкин В.К. Вхождение в мировую гуманитарную мысль как актуальная задача развития методологии педагогических исследований на современном этапе (интернет).
4. Каган М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в ХХ1 веке (интернет).
5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1962.
6. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1982.
7. Философия для технических вузов / под ред.В.В. Ильина.- Ростов н/Д, 2001.
Структурно-логические схемы
СЛС 1
Направления роста научного знания
СЛС 2
Виды наук
СЛС 3
Основания для интеграции научного знания
СЛС 4
Предпочитаемые методы исследований в традиционной и инновационной
Научной парадигме
СЛС 5
Характер исследований |
Виды наук |
Подходы к построению научного знания |
Фундаментальные науки |
Прикладные науки |
Гуманитарные |
Точные |
Описательные |
Предпочитаемый общенаучный метод исследования |
Философские основания науки |
Классическая наука |
Постнеклассическая |
Научная парадигма |
Дифференциация наук |
Интеграция наук |
СКВОЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ ЛОГИКИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ |
Словарь понятий
Наука –сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов.
Научное знание (наука) - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития; является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; социально обусловлено и обладает различной степенью достоверности.
Научное познание - сложный противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке естественном или искусственном: математическая символика, химические формулы и др.
Развивающееся знание, которое включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. При всем том, что они связаны, каждый из них имеет свою специфику (Кохановский В. Философия для аспирантов: уч. пособие, 2003)
Фундаментальная наука –наука, имеющая своей целью создание теоретических концепций и моделей, практическая применимость которой не очевидна.
Прикладная наука –наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально и потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей.
Гуманитарная наука – человеческая деятельность по отражению упорядочению получаемых знаний, построению моделей (теории, опережающего построения мира), преобразованию мира на их основании в области разумной индивидуальной и коллективной творческой деятельности (Сулакшин С.С. Гуманитарные науки как фабрики мысли. Российская диагностика.)
Общественные науки, изучающие общество, человека и его культуру (история, философия, педагогика, социология, филология и др.). в отличие от естественных и технических наук, направленных на изучение природы и техники.
Дифференциация наукивыделение новых научных дисциплин.
Интеграция– от лат. соединение, восстановление Объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика.
Интеграция науки – синтез знания, объединяющий ряд наук ,чаще всего в дисциплинах, находящихся на стыке.
Парадигма- то, что объединяет членов научного сообщества, вся совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества (Т. Кун)
От греч. модель, образец. В философии науки означает совокупность явных и неявных предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, модель эволюционной деятельности. Смена парадигм представляет собой научную революцию или эволюционный переход.
Научная парадигма – картина мира, основанная на самых общих представлениях об окружающем мире на тот период времени, когда эта картина принимается большинством научного сообщества.
Классическая наука –понятие относится к периоду от конца 16 в. До начала ХХв. Основные разделы научного знания: физика, химия, биология, геология, астрономия – до начала ХХв. ориентировались на идеал построения знания о природе, в котором влияние человека-исследователя с его познавательными инструментами либо отсутствовало, либо было пренебрежимо малым.
Постнеклассическая наука – характерные черты: проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности, комплексные программы, междисциплинарные исследования системных объектов, появление идей синергетики )теории саморазвивающихся систем, ясное осознание пределов научного познания
Философское основание –связующее звено между философским и научным знанием. Образуют идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представление научной картины мира.
Гносеология -от греч. знание. Теория познания, занимающаяся исследованием возникновения, сложения и границ человеческого познания.
Онтология –учение о бытии, об основных началах всего существующего.
Общенаучные методы исследования –универсальные методы исследования, которые в той или иной мере использует каждая наука и каждая научная теория: восхождение от абстрактного к конкретному, анализ-синтез,индукция-дедукция, логическое и историческое.
Системный подход –направление методологического исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.
Синергетика –междисциплинарное научное направление, изучающее общие принципов, лежащие в основе процессов самоорганизации, реализующихся в открытых, биологических, физико-химических, социальных и др. системах, благодаря интенсивному обмену между веществом и энергией с окружающей средой.
Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.
Инновация – от лат новый. Целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы А.И. Пригожин.