Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя. 48.Развитие творческой активности школьников / Под ред
48.Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Ма-тюшкина. М., 1991.
49.Рахимов А.3. Педагогическая акмеология: наука о закономерностях достижения профессиональной вершины. Уфа, 1999.
50.Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
51.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
52.Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Л., 1989.
53.Рогов Е.И. Психология общения. М., 2001.
54.Рогов Е.И. Личность учителя. Теория и практика. Ростов н-Д, 1996.
55.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
56.Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. М., 2001.
57.Саитбаева ЭР. Теоретические основы самоопределения педагога-профессионала: Монография. М., 2000.
58.Самопознание — путь профессионального становления учителя / Сост. М.М. Акимова, А.А. Илькухин. Самара, 1994.
59.Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. М., 1995.
60.Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя. Смоленск, 1999.
61.Сестры Сорины. Необходимый имидж, или Как произвести нужное впечатление с помощью одежды. М., 2000.
62.Сотрудничество учителя и школьного практического психолога: Сб. науч.-метод, тр. под ред. А.К. Марковой, ТА. Шиловой. М., 1994.
63.Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеоло-гия воспитания и обучения. М., 1998.
64.Телегина Э.Д. Мотивы профессиональной деятельности учителя. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Педагогическая психология». М., 1995.
65.Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М., 1987.
66.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
67.Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. и вступ. очерки А.И. Красило и А.П. Новгородцевой. М., 1995.
68. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1995.
69. Щербакова Т.Н. Профессиональный рост учителя: Формирование механизмов субъективного контроля. Ростов н-Д, 1994.
70. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М., 2000.
План-задание для самостоятельной работы451
ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
I. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание, п. 1), осуществите самозачет по системе психологических понятий.
Авторитет, авторитарная педагогика, авторитарный стиль ру
ководства, внушение, демократический стиль руководства, креатив
ность, либеральный стиль руководства, личностно ориентированный
подход в обучении, личностно-развивающий подход в обучении, лич
ностные свойства учителя, любовь к детям, новаторский опыт, оп
тимальное педагогическое общение, парадигма обучения, педагоги
ческая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическая
направленность, педагогическое мышление, педагогическое общение,
педагогические способности, передовой опыт, прогностическая спо
собность, профессиограмма, профессионализация, профессионально
важные качества, профессиональное самоопределение, профессиональ
ные способности, самообразование, самосовершенствование, смысло
вой барьер, служба психологическая, стиль педагогического руковод
ства, структура педагогической деятельности, структурно-иерар
хическая модель личности учителя, требование, убеждение.
И. Подготовьте конспект лекции по теме «Психологические проблемы деятельности учителя», используя любую книгу из списка литературы [19, 32, 65, 67].
III. В письменном виде выделите основные проблемы и сформулируйте ваше отношение к позиции К.Роджерса, изложенной в его статье [67, с. 2 7 6 - 2 8 3 ] .
К.Роджерс. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем
(извлечение)
Ко мне обратились с просьбой выступить от имени гуманистической психологии и рассказать, что мы можем сегодня дать тем детям, которых о б ы ч н о называют «способными» или «талантливыми». Однако, думаю, то, что мне удастся сказать сегодня, будет относиться ко всем ребятам. Я убежден, что каждый ребенок обладает громадным нераскрытым потенциалом творческих возможностей...
Я никогда не был школьным учителем и имею относительно небольшой опыт обучения студентов университета. Поэтому выбрал следующий путь: я попытался представить, какие вопросы я
15*