Тема 1. Взаимное расположение плоскостей

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра технологии и профессионально-педагогического образования

Методические указания

По начертательной геометрии к практическим и

Контрольным работам для студентов-заочников

Южного федерального университета

Введение.

Начертательная геометрия изучается студентами – заочниками ЮФУ Психолого-педагогической академии в объеме программы по начертательной геометрии и черчению с учетом утвержденной.

Самостоятельная работа студентов – заочников по курсу начертательной геометрии складывается из проработки теоретического материала и выполнения контрольных работ по индивидуальным заданиям.

Вариант задания определяется двумя последними цифрами номера зачетной книжки.

При работе над курсом начертательной геометрии студенты должны использовать «методические указания», в которых приводится рабочая программа курса, даются общие методические указания, налагается содержание контрольных работ и указания к их выполнению, а также приводится перечень (таблица) самих заданий, всех 100 вариантов.

Кроме того, для студентов читается курс лекций (установочных и обзорных), проводятся практические занятия, обеспечиваются регулярные консультации и обязательные встречи с преподавателями для защиты работ.

Настоящее пособие отличается тем, что здесь вводится система обозначений Четверухина Н. Ф.

Предлагаемая система обозначений прилагается в конце методических указаний в составе таблицы условных обозначений (таблица 8).

Рекомендуемая программой учебная литература: учебники Фролова С.А. «Начертательная геометрия» 1963г. и Бубенникова. А.В. «Начертательная геометрия» 1985г. Гордона О.В. 1988г.

Студенты изучают начертательную геометрию на I курсе. Изучение дисциплины заканчивается защитой контрольной работы и экзаменом.

Рабочая программа

Таблица I

Номер темы Содержание работы форматы листов

№1 Взаимное расположение А3 х I

плоскостей

№2 Способы преобразования А3 х I

чертежа

№3 Сечение тел плоскостью А3 х I

№4 Пересечение поверхностей А3 х I

Общие методические указания

Работа над учебником.

Изучение курса следует проводить в указанной рабочей программе последовательности. Рекомендуется первым прочтением параграфов, относящихся к той или иной теме, составить как бы общее представление о предмете и выявить наиболее трудные места. Затем, путем тщательной проработки материала учебника, уяснить основные положения и выводы.

Контрольные работы.

Каждая работа состоит из двух чертежей. Для чертежей используется специальная чертежная бумага – ватман, размерами 297 х 420мм (формат А3 по ГОСТ 2.301 – 69 ЕСКД). Все построения выполняются карандашом с помощью чертежных инструментов в масштабе I:I. Необходимо следовать правилам Государственных стандартов на линии и шрифты (ГОСТ 2.303 – 68 и 2.304 – 81 ЕСКД). Основная надпись чертежа – по ГОСТ 2.04 – 68.

Завершенная работа представляется на рецензирование в полном объеме. Работа защищается при личной встрече с преподавателями на кафедре в отведенные для этих целей специальные часы.

Экзамен по курсу.

Экзамен принимается после зачтения(защиты) всех обязательных контрольных работ.

Темы курса обязательные для изучения:

Тема 1.

Центральное и параллельное проецирование и его свойства. Точка, прямые, плоскости и многогранники общего и частного положения на ортогональном чертеже. Позиционные задачи. Взаимная принадлежность точек, прямых и плоскостей. Пересечение прямых и плоскостей. Следы линий и плоскостей. Взаимная параллельность прямых и плоскостей. Теорема о проецировании прямого угла, перпендикуляр к плоскости, взаимно – перпендикулярные плоскости.

Тема 2.

Метрические задачи. Определение расстояний, углов и форм плоских фигур. Способы преобразования чертежа. Замена плоскостей проекций. Вращение вокруг проецирующих прямых и прямых уровня. Совмещение. Плоско – параллельное перемещение.

Тема 3.

Кривые линии, поверхности, геометрические тела на ортогональном чертеже. Кинематический и каркаский способы задания поверхностей. Принадлежность точек и линий какой – либо поверхности. Пересечение прямой и плоскости с поверхностью. Развертки многогранников, цилиндрических и конических поверхностей.

Тема 4.

Взаимное пересечение поверхностей. Построение линии пересечения поверхностей способом вспомогательных секущих плоскостей частного положения и концентрических сфер. Частные случаи пересечения.

Тема 1. Взаимное расположение плоскостей

По теме 1 следует выполнить решение двух задач. Каждая задача решается отдельными построениями независимо друг от друга.

Задается плоскость Σ, определяемая треугольником АВС. Координаты вершин треугольника АВС следует брать из табл.3 в соответствии с номером варианта индивидуального задания.

Задача №1: Требуется построить плоскость Ψ, параллельную плоскости треугольника АВС и отстоящую от нее на расстоянии 20 мм.

Плоскость изобразить: а) треугольником DEF или

б) следами Ψ1 и Ψ2 (см. табл. 4).

Задача №2: Требуется провести через одну из вершин треугольника АВС плоскость θ, перпендикулярную противоположной стороне и тем самым перпендикулярную плоскости треугольника. Построить линию пересечения плоскостей θ и треугольника АВС.

Вершина, через которую следует провести плоскость θ указана в табл. 3 индивидуальных заданий.

Прежде чем приступить к графическому решению задачи на эпюре, следует проанализировать ее, представить весь ход решения в пространстве и выбрать из всех возможных решений наиболее простое.

Рассмотрим один из возможных вариантов решения задачи №1 (см. рис.1).

Таблица 3.

варианты точки координаты(мм) X Y Z варианты точки координаты(мм) X Y Z
С 1 по 4 А В С S 10 50 10 30 10 50 90 20 20 60 90 100 С 53 по 56 A B C S 0 10 50 30 50 90 50 20 65 40 80 20
C 5 по 8 A B C S 20 60 20 60 20 60 100 40 10 90 90 70 С57 по 60 A B C S 90 50 30 60 15 60 20 70 50 20 0 0
С 9 по 12 A B C S 95 20 25 20 10 40 65 65 5 75 80 80 С 61 по 64 A B C S 110 45 50 55 20 90 65 50 50 90 0 0
С 13 по 16 A B C S 30 50 30 50 20 60 90 40 10 100 80 70 С 65 по 68 A B C S 70 80 65 50 60 100 0 100 70 10 10 10
С 17 по 20 A B C S 10 0 20 3 55 5 75 15 40 0 50 70 С 69 по 72 A B C S 25 40 45 90 90 35 50 50 80 90 0 0
C 21 по 24 A B C S 110 50 15 75 5 40 30 30 5 30 80 75 С 73 по 76 A B C S 60 40 40 10 30 70 30 0 25 0 0 70
С 25 по 28 A B C S 10 25 5 40 50 60 60 5 20 90 90 0 C 77 по 80 A B C S 20 50 20 0 20 70 60 20 50 40 80 90
С 29 по 32 A B C S 35 25 5 60 5 55 100 50 20 30 70 50 С 81 по 84 A B C S 120 60 60 100 35 90 60 90 50 60 10 5
С 33 по 36 A B C S 10 20 30 40 50 10 70 10 60 20 90 80 С 85 по 88 A B C S 50 45 70 60 10 30 90 50 60 105 0 100

Продолжение таблицы 3

вариант точки координаты(мм) X Y Z варианты точки координаты(мм) X Y Z
С 37 по 40 A B C S 40 10 55 20 50 5 100 25 20 90 90 80 С 89 по 92 A B C S 120 20 40 70 70 40 90 0 0 60 0 80
C 41 по 44 A B C S 90 30 10 40 20 35 20 70 0 70 80 50 С 93 по 96 A B C S 110 80 60 60 70 30 80 50 0 65 0 90
С 45 по 48 A B C S 70 60 5 100 10 30 30 25 40 80 80 80 С 97 по 100 A B C S 80 90 70 60 50 20 30 90 40 30 10 100
C 49 по 52 A B C S 50 60 10 20 10 40 80 20 55 20 70 100      

Таблица 4.

№ варианта Тема 1 Тема 2
Задача №1 Задача №2 Задача №1 Задача №2 Задача №3
Плоскость Ψ задать Плоскость θ провести через вершину Применить способ вращения или совмещения Найти угол наклона к плоскости проекций Найти угол между гранями или расстояние между ребрами
№1 ∆DEF A Вокруг горизонтали П1 Грани SAB и АВС
№2 Следами В Вокруг фронтали П2 Ребра SA и BC
№3 ∆DEF C Совместить с пл. пр. П1 П2 Грани SАС и АСВ
№4 Следами А Совместить с пл. пр. П2 П1 Ребра SB и АС
№5 ∆DEF A Вокруг фронтали П2 Ребра ВС и АВ
№6 Следами В Вокруг горизонтали П1 Грани SBC и АСВ
№7 ∆DEF С Совместить с пл. пр. П2 П1 Ребра SA и ВС
№8 Следами А Совместить с пл. пр. П1 П2 Грани SAB и АВС
№9 ∆DEF А Вокруг горизонтали П1 Ребра SB и АС
№10 Следами В Вокруг фронтали П2 Грани SAC и АВС
№11 ∆DEF С Совместить с пл. пр. П1 П1 Ребра SC и АВ
№12 Следами А Совместить с пл. пр. П2 П2 Грани SBC и АСВ
№13 ∆DEF А Вокруг горизонтали П2 Грани SAB и АВС
№14 Следами В Вокруг фронтали П1 Ребра SA и ВС
№15 ∆DEF С Совместить с пл. пр. П1 П2 Грани SAC и АСВ
№16 Следами А Совместить с пл. пр. П2 П1 Ребра SB и AC
№17 ∆DEF В Совместить с пл. пр.П1 П2 Грани SCB и АВС
№18 Следами А Совместить с пл. пр.П2 П2 Грани SAC и АВС
№19 ∆DEF C Вокруг горизонтали П1 Ребра SC и ВА
№20 Следами А Вокруг фронтали П1 Ребра SB и АС
№21 ∆DEF А Вокруг горизонтали П2 Грани SAB и АСВ

Продолжениетаблицы 4.

№ варианта Тема 1 Тема2
Задача 1 Задача 2 Задача 1 Задача 2 Задача 3
№22 Следами В Вокруг фронтали П1 Ребра SA и ВС
№23 ∆DEF С Совместить с пл. пр.П1 П2 Грани SCB и АВС
№24 Следами С Совместить с пл. пр. П2 П1 Ребра SB и АС
№25 ∆DEF А Вокруг фронтали П2 Грани SAB и АВС
№26 Следами В Совместить с пл. пр.П2 П1 Ребра SC и ВС
№27 ∆DEF С Вокруг горизонтали П1 Грани SAC и SAB
№28 Следами В Совместить с пл.пр. П1 П2 Ребра SA и ВС
№29 ∆DEF А Совместить с пл. пр. П1 П1 Грани SBC и SBA
№30 Следами В Вокруг горизонтали П2 Ребра SB и АС
№31 ∆DEF С Вокруг фронтали П2 Грани SAB и SAC
№32 Следами А Совместить с пл. пр.П2 П1 Ребра SA и АВ
№33 ∆DEF А Вокруг горизонтали П2 Грани SAC и SAB
№34 Следами В Вокруг горизонтали П1 Ребра SA и ВС
№35 ∆DEF С Совместить с пл. пр.П1 П2 Грани SBC и SBA
№36 Следами В Совместить с пл. пр. П2 П1 Ребра SB и АС
№37 ∆DEF А Вокруг фронтали П2 Грани SAB и SAC
№38 Следами В Вокруг горизонтали П1 Ребра SC и AB
№39 ∆DEF С Совместить с пл. пр.П1 П2 Грани SAB и АВС
№40 Следами С Совместить с пл. пр.П2 П1 Ребра SA и ВС
№41 ∆DEF А Вокруг горизонтали П2 Грани SBC и ABC
№42 Следами В Совместить с пл. пр. П1 П1 Ребра SB и АС
№43 ∆DEF С Вокруг фронтали П2 Грани SAC и АВС
№44 Следами А Совместить с пл. пр. П2 П1 Ребра SC и АВ

Продолжениетаблицы 4.

№ варианта Тема 1 Тема 2
Задача 1 Задача 2 Задача 1 Задача 2 Задача 3
№45 ∆DEF А Вокруг горизонтали П2 Грани SAB и АВС
№46 Следами B Вокруг фронтали П1 Ребра SA и BC
№47 ∆DEF C Совместить с пл. пр. П1 П2 Грани SBC и АВС
№48 Следами B Совместить с пл. пр. П2 П1 Ребра SB и АС
№49 ∆DEF A Вокруг фронтали П2 Грани SAC и АВС
№50 Следами B Вокруг горизонтали П1 Ребра SC и АВ
№51 ∆DEF С Совместить с пл. пр. П2 П2 Ребра SA и ВС
№52 Следами С Совместить с пл. пр. П1 П1 Грани SAВ и АВС
№53 ∆DEF А Вокруг горизонтали П2 Грани SAC и АВС
№54 Следами В Вокруг фронтали П1 Ребра SB и АС
№55 ∆DEF С Совместить с пл. пр.П1 П2 Ребра SC и АВ
№56 Следами A Совместить с пл. пр. П2 П1 Грани SBC и АВС
№57 ∆DEF A Вокруг фронтали П2 Грани SAB и АВС
№58 Следами В Вокруг горизонтали П1 Ребра SA и ВС
№59 ∆DEF С Совместить с пл. пр. П2 П2 Грани SBA и АВС
№60 Следами В Совместить с пл. пр. П1 П1 Ребра SB и АС
№61 ∆DEF А Вокруг горизонтали П2 Грани SAC и АВС
№62 Следами В Совместить с пл. пр. П1 П1 Ребра SC и АВ
№63 ∆DEF C Вокруг фронтали П2 Грани SAB и АВС
№64 Следами С Совместить с пл. пр. П2 П1 Ребра SA и BC
№65 ∆DEF А Вокруг фронтали П2 Грани SBC и АВС
№66 Следами В Вокруг горизонтали П1 Ребра SB и АС
№67 ∆DEF С Совместить с пл. пр. П1 П2 Грани SAC и SBC

Продолжение таблицы 4.

№ варианта Тема 1 Тема 2
Задача 1 Задача 2 Задача 1 Задача1 Задача 3
№68 Следами А Совместить с пл. пр. П2 П1 Ребра SC и АВ
№69 ∆DEF А Вокруг горизонтали П2 Грани SAB и SBC
№70 Следами В Вокруг фронтали П1 Ребра SA и ВС
№71 ∆DEF С Совместить с пл. пр. П1 П2 Грани SAC и АВС
№72 Следами В Совместить с пл. пр. П2 П1 Ребра SB и АС
№73 ∆DEF А Вокруг горизонтали П2 Грани SBC и АВС
№74 Следами В Вокруг фронтали П1 Ребра SC и АВ
№75 ∆DEF С Совместить с пл. пр. П2 П2 Грани SAB и ASC
№76 Следами С Совместить с пл. пр. П1 П1 Ребра SA и ВС
№77 ∆DEF А Вокруг горизонтали П2 Грани SAC и SBC
№78 Следами В Совместить с пл. пр. П2 П1 Ребра SB и АС
№79 ∆DEF С Вокруг фронтали П2 Грани SBC и ABS
№80 следами А Совместить с пл. пр. П1 П2 Ребра SC и АВ
№81 ∆DEF А Вокруг фронтали П1 Ребра SA и ВС
№82 Следами В Совместить с пл. пр. П1 П2 Грани SBC и АВС
№83 ∆DEF С Вокруг горизонтали П1 Грани SAB и ABC
№84 Следами В Совместить с пл. пр. П2 П2 Ребра SB и АС
№85 ∆DEF А Вокруг горизонтали П1 Грани SAC и АВС
№86 Следами В Вокруг фронтали П2 Ребра SC и AB
№87 ∆DEF С Совместить с пл. пр. П1 П1 Грани SBC и ABS
№88 Следами С Совместить с пл. пр. П2 П2 Ребра SA и ВС
№89 ∆DEF А Вокруг фронтали П1 Грани SAB и ASC
№90 Следами В Вокруг горизонтали П2 Ребра SB и АС

Продолжение таблицы 4.

№ варианта Тема 1 Тема2
Задача 1 Задача 2 Задача 1 Задача 2 Задача 3
№91 ∆DEF С Совместить с пл. пр. П1 П1 Грани SAC и SBC
№92 Следами А Совместить с пл. пр. П2 П2 Ребра SC и АВ
№93 ∆DEF А Вокруг горизонтали П1 Грани SBC и АВС
№94 Следами В Совместить с пл. пр. П1 П2 Ребра SA и ВС
№95 ∆DEF С Вокруг фронтали П1 Грани SAB и АВС
№96 Следами В Совместить с пл. пр. П2 П2 Ребра SB и АС
№97 ∆DEF А Вокруг фронтали П1 Грани SAC и SBC
№98 Следами В Вокруг горизонтали П2 Ребра SC и АВ
№99 ∆DEF С Совместить с пл. пр. П1 П1 Грани SBC и ABS
№100 Следами А Совместить с пл. пр. П2 П2 Ребра SA и ВС

Тема 1. Взаимное расположение плоскостей - student2.ru

Для того, чтобы провести плоскость Ψ на расстоянии 20мм от плоскости Σ, необходимо построить точку, отстоящую от плоскости треугольника на заданное расстояние. Расстояние от точки до плоскости измеряется по перпендикуляру к этой плоскости. Следовательно, для решения задачи нужно:

1) из любой точки плоскости треугольника АВС поставить перпендикуляр;

2) найти на перпендикуляре точку, отстоящую от плоскости на 20мм;

3) провести плоскость Ψ через полученную точку.

Прямая, перпендикулярная к плоскости, будет перпендикулярна к горизонтали и фронтали этой плоскости. Выберем в плоскости треугольника любую точку. Можно использовать одну из вершин треугольника (вершину А на рис. 1), и провести через нее горизонталь (А1) и фронталь (А2). Перпендикулярно горизонтальной проекции горизонтали проводим горизонтальную проекцию перпендикуляра, а фронтальную – перпендикулярно фронтальной проекции фронтали. Ограничиваем перпендикуляр произвольной точкой, например точкой М (М1М2) на рис. 1. Определяем способом прямоугольного треугольника истинную величину отрезка АМ, откладываем на ней заданное расстояние (20мм) и, используя свойство параллельных проекций – отношение отрезков прямой линии равно отношению их проекций, строим проекции полученной точки. На рис.1 точка D (D1, D2) отстоит от плоскости ∆АВС на расстоянии 20мм. Плоскость Ψ, проведенная через эту точку параллельно плоскости ∆АВС, будет искомой. Если плоскость Ψ требуется построить в виде треугольника DEF, то хотя бы две стороны ∆DEF должны быть параллельны соответствующим сторонам ∆АВС, поскольку две плоскости будут параллельны, если две пересекающиеся прямые одной плоскости будут параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости.

Если же в задании требуется плоскость Ψ изобразить следами, то через полученную точку, проводится какая – то прямая искомой плоскости, параллельная прямой треугольника АВС. Чаще всего проводят горизонталь или фронталь, но можно провести и прямую, параллельную одной из сторон ∆ АВС. Затем находят следы этой прямой и через них проводят следы искомой плоскости Ψ.

При решении задачи №2 следует воспользоваться следующим положением: две плоскости взаимно перпендикулярны, если одна из них перпендикулярна какой – либо прямой другой плоскости. Плоскость θ будет перпендикулярна к плоскости ∆АВС, если она расположена к одной из сторон треугольника. При этом горизонтальный след θ1 плоскости θ и горизонтальные проекции всех ее горизонталей будут располагаться на эпюре перпендикулярно к горизонтальной проекции выбранной стороны, а фронтальный след θ2 и фронтальные проекции всех фронталей – перпендикулярно к фронтальной проекции сторон. Для решения задачи предлагается следующий план:

1) через заданную вершину, перпендикулярно противоположной стороне проводится горизонталь (или фронталь) искомой плоскости θ;

2) строится фронтальный след этой горизонтали (или горизонтальный - фронтали);

3) через полученный след прямой линии проводится одноименный след плоскости перпендикулярно соответствующей проекции стороны треугольника, отмечается точка схода следов плоскости, на оси Х и через нее проводится второй след плоскости θ;

4) строится линия пересечения плоскостей θ и ∆АВС.

На рис.2 плоскость θ проведена через вершину В(В1, В2) перпендикулярно стороне АС(А1С1, А2С2). Сначала через эту вершину проведена горизонталь плоскости θ перпендикулярно АС: фронтальная проекция горизонтали параллельна оси Х и проходит через фронтальную проекцию В2 точки В, а горизонтальная – перпендикулярна к А1С1 и проходит через горизонтальную проекцию (В1) точки В. Найдем фронтальный след этой горизонтали – Р(F1,F2) и через его фронтальную проекцию F2 проведем фронтальный след θ2 плоскости θ, перпендикулярно к А2С2, а затем через точку схода следов на оси Х – горизонтальный след θ1 плоскости θ, перпендикулярно к А1С1. Для построения линии пересечения плоскостей θ и ∆АВС следует воспользоваться вспомогательной плоскостью. На рис.2 проведена фронтальная плоскость Т (след Т1). Она пересекается с плоскостью треугольника АВС по фронтали АК(А1К1, А2К2), а с плоскостью θ по фронтали этой плоскости f, проходящей через точку Н, фронтальная проекция ее (f2) параллельна следу θ2. В пересечении фронтали АК треугольника АВС с фронталью f плоскости θ получена точка N(N1, N2) общая для обеих плоскостей, т.е. принадлежащая линии их пересечения. Второй точкой, принадлежащей линии пересечения будет являться вершина В треугольника АВС, через которую проведена плоскость θ. Таким образом на рис. 2 линия BN (B1N1, B2N2) является линией пересечения плоскостей θ и ∆АВС.

Тема 1. Взаимное расположение плоскостей - student2.ru

Наши рекомендации