Интерактивные формы занятий
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
Кафедра педагогики
Руководитель модуля
Зам. зав. кафедрой, профессор Сытина Н.С. |
Программа дисциплины
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА.
Рекомендуется для
Направления Педагогическое образование 050100
профилей: «Обществознание и право», «История», «Мировая художественная культура. Культурология»
квалификации (степени) выпускника – бакалавр педагогического образования
Уфа – 2012
Целью дисциплины является:
1. Формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации м профессионального самоопредления обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК – 3);
- (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения) (ОК 1);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами,
Социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества
Учебно-воспитательного процесса
(ПК-5);
2. Трудоемкость учебной дисциплинысоставляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 52 часа аудиторных занятий, 56 часов самостоятельной работы.
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:профессиональный цикл, базовая часть. Данная дисциплина изучается сопряжено с психологией, философией, историей и является предшествующей для дисциплин: «Теоретическая педагогика».
Требования к результатам освоения дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен:
знать:
основные понятия, раскрывающие содержание изучаемой дисциплины; уметь:
применять различные методы и технологии при решении различных образовательных задач; анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; воспринимать, перерабатывать и применять полученную информацию в целях воспитания и обучения учащихся;
владеть навыками:
проведения научно-педагогических исследований для решения образовательных задач.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость в часах | Семестры | |||
… | |||||
Аудиторные занятия: | + | ||||
Лекции (ЛК) | + | ||||
Практические занятия (ПЗ) | + | ||||
Лабораторные работы (ЛБ) | |||||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | |||||
Самостоятельная работа: | + | ||||
Аннотирование, таблица, реферат, презентация, конспект, отчет, контрольная работа | |||||
Промежуточная аттестация накопительный зачет | 3 семестр | ||||
ИТОГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
ОДО/ОЗО
№ | Наименование раздела дисциплины | Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий | ||||
ЛК | ПЗ | ЛБ | СРС | Всего | ||
1. | Взаимосвязь теории и практики в педагогике | - | ||||
2. | Конструирование педагогических технологий | |||||
3. | Решение педагогических задач | |||||
4. | Диагностика и прогнозирование образовательного процесса | |||||
5. | Целеполагание педагогической деятельности | - | ||||
6. | Планирование педагогической деятельности | |||||
7. | Технология организации образовательной деятельности | |||||
8. | Оценочно-корректировочная деятельность педагога | |||||
9. | Профессиональное развитие и самоопределение педагога в профессиональной деятельности | |||||
Итого: | 6/ | 22/2 | 22/ |
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Взаимосвязь теории и практики в педагогике | Единство и различие педагогической науки и практики. Сопоставление науки и практики по характеристикам: объект, средства и результат. Педагогическая наука и практика как единая система. Педагогическая действительность, ее описание, закономерности, принципы, методическая система, проект. Разработка успешного педагогического опыта. Выявление теоретических и практических условий деятельности педагога в системе связи педагогической науки и практики. Сравнительный анализ результатов педагогической теории в зарубежных странах. |
2. | Конструирование педагогических технологий | Существенные характеристики современных педагогических технологий. Технологизация педагогического процесса. Проектирование современных образовательных технологий. Характеристика и описание условий реализации технологий обучения и воспитания. Анализ результатов использования современных педагогических технологий Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса.Слагаемые здоровьесберегающей технологии образования. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса, методика его осуществления. Диагностика образовательного процесса и его результатов. Технологии диагностирования уровня обученности, воспитанности и развития личности ребенка. Особенности технологии прогнозирования образовательного процесса. Возрастосообразные подходы к оценке учебных достижений учащихся. |
3. | Решение педагогических задач | Понятие, сущность и специфика педагогических задач. Их виды. Выделение условий задачи. Отработка навыков решения педагогических задач. Способы решения конфликтов в деятельности учителя. Задачный подход как технологическая основа целостного образовательного процесса. Взаимосвязь педагогической ситуации и педагогической задачи Инновационные подходы к решению педагогических задач. Самостоятельное составление педагогических задач и выбор их решения. Практические примеры решения педагогических задач. Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритмы решения профессиональной задачи. Оценка выбора решения педагогических задач |
4. | Диагностика и прогнозирование образовательного процесса | Диагностика, ее сущность, структура и разновидности. Функции диагностики (функция обратной связи, воспитательно-побуждающая, прогностическая, конструктивная, оценочная, коррекционная, информационная, коммуникативная). Значение педагогической диагностики в постановке целей, конкретизации задач, в выборе средств и методов воспитания, в оценке эффективности педагогических действий на каждом из этапов воспитательного процесса. Классификация диагностических методик. Методы изучения уровня воспитанности и обученности личности, коллектива, педагогического процесса. Методики педагогического исследования. Прогнозирование педагогических явлений и процессов. Методы педагогического прогнозирования. Прогнозирование развития личности ребенка и коллектива. Диагностика и прогнозирование – основа целеполагания и планирования работы педагога. |
5. | Целеполагание педагогической деятельности | Понятие цели. Виды целей. Цель как системообразующий компонент процесса обучения и воспитания. Понятие о таксономии. Таксономия целей обучения и воспитания. Категории целей по Блуму, Кэроллу, Кларину. Целеполагание. Способы постановки целей. Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Связь функций и целей обучения. |
6. | Планирование педагогической деятельности | План и планирование, сущность и назначение планирования. Планирование в воспитательном и учебном процессе. Виды и критерии планирования в воспитательном и учебном процессе. |
7. | Технология организации образовательной деятельности | Понятие о педагогических технологиях, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Теоретические основы педагогических технологий. Основные характеристики современных педагогических технологий. Классификация, описание и анализ современных педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Технологии проектирования и освоения технологий. Понятие о методах и приемах обучения и воспитания. Их взаимосвязь. Характеристика методов обучения и воспитания. Связь методов обучения и воспитания с целями и логикой образовательного процесса. Анализ современных классификаций методов обучения и воспитания с позиций компетентностного подхода. Современные теории классификаций методов обучения. Условия оптимального выбора методов обучения и воспитания. Понятие о формах обучения и воспитания. Их виды и условия выбора. Урок как основная организационная форма обучения. Типы и структура уроков. Дидактические требования к современному уроку. Алгоритм деятельности учителя при подготовке к уроку. Способы конструирования уроков и их самоанализ. |
8. | Оценочно-корректировочная деятельность педагога | Контроль знаний. Сущность контроля. Виды контроля. Функции видов контроля. Методы и формы контроля знаний. Оценка знаний школьников. Различные подходы к оценке знаний учащихся. Критерии оценки знаний. Обученность и обучаемость как результат обучения. Качество знаний. Технология их формирования. Технология контроля образовательного процесса. |
9. | Профессиональное развитие и самоопределение педагога в профессиональной деятельности | Самоопределение как фактор профессионального развития педагога. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении педагога. Реализация целевых установок в профессионально-личностном становлении педагога. Инновации в образования.Типы педагогических инноваций. Критерии педагогических инноваций. Инновации системного, локального характера. Позиция педагога в инновационных процессах.Диагностическая методика изучения инновационной деятельности. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.Деятельность различных профессиональных объединений педагогов, их назначение и роль в профессиональном развитии. |
Интерактивные формы занятий