Основные функции отделения «Карлсон»
1. Отделение «Карлсон» предназначено для инвалидов с ограниченными умственными возможностями, способных принимать участие в производственном процессе. Все инвалиды должны обладать необходимыми возможностями для активного участия в работе.
2. Содержание основной деятельности сотрудников отделения «Карлсон» состоит в проведении мероприятий по адаптации инвалидов в процессе получения навыков по полному циклу профессиональных обязанностей, заключающихся в приготовлении пищи. В отделении «Карлсон» проводятся тренинги инвалидов для развития навыков, необходимых в повседневной жизни, в быту:
А. Тренинг рабочих навыков:
а) умение следить за временем,
б) умение исполнять производственные обязанности.
Б. Тренинг навыков самостоятельного проживания:
а) обучение самостоятельно удовлетворять ежедневные личные гигиенические потребности,
б) умение готовить пищу,
в) умение поддерживать в порядке одежду,
г) умение произвести элементарную уборку помещения, постирать, заправить за собой постель и т. д.
В. Транспортный тренинг: умение самостоятельно добираться на работу и с работы домой, а в дальнейшем умение пользоваться транспортом для поездок «туда-обратно» в различные места.
3. Отделение абилитации является рабочим местом как для персонала так и для инвалидов, которые являются полноправными участниками рабочего процесса и в дальнейшем именуются «работники».
4. В отделении «Карлсон» применяется метод совместного приема пищи для работников и персонала отделения. Это позволяет снять у работников ощущение пребывания в специализированном учреждении и способствует лучшей интеграции работников в повседневную жизнь.
5. Специалистами отделения абилитации принимаются меры по трудоустройству инвалидов по решению социальной экспертной комиссии (СЭК) при наличии рекомендации медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).
Порядок работы отделения «Карлсон».Отделение «Карлсон» создано для работы с 25 инвалидами с ограниченными умственными возможностями. Оно работает ежедневно с 9.00 до 18.00 (кроме выходных и праздничных дней).
Время с 9.00 до 15.00 является рабочим и обязательно для всех работников отделения. С 15.00 до 18.00 для половины работников отделения организуются абилитационные мероприятия специалистами (логопед, психолог, инструктор ЛФК и т. д.). Работа с инвалидами ведется по рекомендации СЭК и по социальным показаниям.
Из числа работников отделения абилитации создается бригада по приготовлению пищи, с фондом заработной платы по ставкам, предусмотренным в пилотном проекте. В связи со спецификой отделения бригадиром назначается заведующая отделением «Карлсон». Зачисление в бригаду производится на основании личного заявления работника, выплата заработной платы производится с учетом фактически отработанного времени, а также с учетом того, что в соответствии с установленной организацией труда нагрузки на всех работников равны.
Решение о приеме инвалида в отделение абилитации «Карлсон» принимает директор центра с учетом рекомендаций СЭК. Прием производится только ссогласия инвалида или его опекуна, при этом обязательно учитывается желание инвалида. Для приема в отделение необходимо: заявление инвалида или его опекуна, социальная карта, копия справки МСЭК, решение-рекомендация СЭК, санитарная книжка.
Право на зачисление в отделение имеют неработающие инвалиды с ограниченными умственными возможностями от 16 до 50 лет без криминального прошлого, не имеющие противопоказаний для работы в учреждениях общественного питания. Преимущественное право из их числа имеют:
П инвалиды из неполных и многодетных семей,
П инвалиды, родители которых являются пенсионерами или инвалидами,
CJ одиноко проживающие инвалиды.
Противопоказанием для пребывания в отделении является наличие заболеваний, препятствующих посещению данного учреждения: О острые психические состояния, О наличие инфекционных заболеваний,
□ устойчивая агрессивная тенденция,
□ суицидальные наклонности,
□ устойчивые поведенческие нарушения, не поддающиеся коррекции.
Штат отделения абилитации «Карлсон»: заведующая отделением, специалисты по социальной работе, сестра-хозяйка, психолог, медсестра, инструктор ЛФК, инструктор по труду, логопед, социальный работник, повара, калькулятор, санитарка.
Характеристика «работников» отделения
В настоящее время количество клиентов в отделении — 26 человек. 7 человек имеют 1 группу инвалидности, остальные — 2 группу инвалидности. Среди клиентов 44,1% из полных семей, 51,8% — из неполных семей, 3,7% являются одинокими.
Клиенты отделения «Карлсон», помимо умственной отсталости, имеют дополнительные функциональные нарушения: нарушение речи — 92,5%, повреждения ОДА— 7,4%, нарушения зрения— 14,8%, нарушения слуха— 11,1%, эпи-синдром — 7,4%, нарушение обмена веществ — 11,1%.
По уровню наличия академических навыков среди клиентов: не знают буквы 7,4%, частично знают буквы 7,4%, могут читать, писать 85,2%.
Основным методом реабилитации в отделении является метод приготовления пищи, при этом используется опыт ресторана в Швеции «Гласадэ Гонгин» (там работает 40 инвалидов). В отделении существует 6 производственных групп, в каждой группе по 3-6 клиентов:
1-я группа — приготовление первых блюд,
2-я группа — приготовление вторых блюд,
3-я группа — выпечка,
4-я группа — приготовление салатов,
5-я группа — сервис,
6-я группа — маркетинг (ведут учет расхода продуктов).
Клиенты готовят обеды для себя, на заказ для обслуживаемых пенсионеров и инвалидов по центру, а также готовят фуршеты для официальных встреч в районе и городе. За свой труд они получают небольшую заработную плату.
Для учета работы с клиентами отделения «Карлсон» ведется обязательная документация, которая включает следующие документы:
1. Социальная карта:
П Ф. И.О.
□ Дата рождения, адрес, телефон.
П Диагноз, наличие инвалидности (кем, когда установлена). П Образование (специальная школа).
□ Наличие профессии, сохранились ли навыки, занятость.
□ Социальная адаптация.
О Любимое время провождения, увлечения.
□ Наличие склонности к общественно-полезному труду.
□ Особенности характера.
О Состав семьи, данные о родителях или опекуне.
□ Данные о других детях в семье.
□ Степень участия семьи в оказании помощи инвалиду.
□ Доход семьи, социальная или материальная помощь, ее источники. П Наличие проблемы в семье, ее характер, трудоустройство, лечение. О Примечание.
П ФИО, должность заполнившего социальную карту, дата заполнения.
2. Справка ВТЭК— заключение об условиях и характере труда (легкий труд в специально созданных условиях).
3. Индивидуальный план развития клиента: D развитие рабочих навыков,
О развитие навыков самостоятельного проживания,
□ развитие знаний о транспорте.
По каждому пункту ведется учет развития клиента. Записи делают специалисты с указанием даты.
4. План реализации:
D развитие рабочих навыков,
П развитие навыков самостоятельного проживания,
□ развитие знаний о транспорте.
В планах указываются пункты необходимого развития, время выполнения реализации и ответственный по сопровождению.
5. Оценка способностей для адаптации к самостоятельной жизни: П использование символов,
□ сортировка,
□ множество, количество, цифры, О деньги,
□ взаимосвязь, О время,
□ расстояние и направление.
6. Карта контроля над динамикой реализации индивидуального плана: О развитие знаний о транспорте,
□ развитие рабочих навыков,
О развитие навыков самостоятельного проживания.
Полугодие
в совместной под частичным12345; самостоятельно деятельности12345; контролем12345
динамика
Обозначения: I — руководитель делает все сам; 2 — руководитель помогает работнику практически; 3 — рукоиодитель помогает работнику словом; 4 — руководитель присутствует, но работник все выполняет самостоятельно; 5 — работник выполняет работу полиостью самостоятельно.
7. Итоги опросов (обобщение): О ФИО.
□ Какие задания работник не может выполнять самостоятельно?
□ Что работник хочет делать самостоятельно?
□ Что конкретно необходимо сделать, чтобы работник научился выполнять задание самостоятельно?
8. Планирование выполнения определенного задания:
А ф. и.о.
Р Ситуация (приготовить тесто).
□ Трудные моменты..
□ Трудности, возникающие в результате ограниченных возможностей работника.
□ Как помочь работнику справиться с заданием?
□ Что можно сделать, чтобы работник проявил больше самостоятельности (вселять чувство уверенности)?
Представленная модель поддерживаемого проживания на примере отделения абилитации «Карлсон» достаточно эффективна, она решает задачу социальной интеграции умственно отсталых молодых людей. При сравнении результатов работы в 2000 и 2003 гг., выявлена положительная динамика роста приспособленности к жизни в обществе клиентов:
□ Абсолютно не приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 44,4%, а в 2003 г. - 18,5%.
□ Частично приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 48,1%, а в 2003 г. - 55,5%.
□ Достаточно приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 5,4%, а в 2003 г. - 22,2%.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГОСТИНИЦЫ