Основные функции отделения «Карлсон»

1. Отделение «Карлсон» предназначено для инвалидов с ограниченными умственными возможностями, способных принимать участие в производствен­ном процессе. Все инвалиды должны обладать необходимыми возможностями для активного участия в работе.

2. Содержание основной деятельности сотрудников отделения «Карлсон» состоит в проведении мероприятий по адаптации инвалидов в процессе полу­чения навыков по полному циклу профессиональных обязанностей, заключа­ющихся в приготовлении пищи. В отделении «Карлсон» проводятся тренинги инвалидов для развития навыков, необходимых в повседневной жизни, в быту:

А. Тренинг рабочих навыков:

а) умение следить за временем,

б) умение исполнять производственные обязанности.

Б. Тренинг навыков самостоятельного проживания:

а) обучение самостоятельно удовлетворять ежедневные личные гигиеничес­кие потребности,

б) умение готовить пищу,

в) умение поддерживать в порядке одежду,

г) умение произвести элементарную уборку помещения, постирать, запра­вить за собой постель и т. д.

В. Транспортный тренинг: умение самостоятельно добираться на работу и с работы домой, а в дальнейшем умение пользоваться транспортом для поездок «туда-обратно» в различные места.

3. Отделение абилитации является рабочим местом как для персонала так и для инвалидов, которые являются полноправными участниками рабочего про­цесса и в дальнейшем именуются «работники».

4. В отделении «Карлсон» применяется метод совместного приема пищи для работников и персонала отделения. Это позволяет снять у работников ощуще­ние пребывания в специализированном учреждении и способствует лучшей интеграции работников в повседневную жизнь.

5. Специалистами отделения абилитации принимаются меры по трудоуст­ройству инвалидов по решению социальной экспертной комиссии (СЭК) при наличии рекомендации медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).

Порядок работы отделения «Карлсон».Отделение «Карлсон» создано для работы с 25 инвалидами с ограниченными умственными возможностями. Оно работает ежедневно с 9.00 до 18.00 (кроме выходных и праздничных дней).

Время с 9.00 до 15.00 является рабочим и обязательно для всех работников отделения. С 15.00 до 18.00 для половины работников отделения организуются абилитационные мероприятия специалистами (логопед, психолог, инструктор ЛФК и т. д.). Работа с инвалидами ведется по рекомендации СЭК и по соци­альным показаниям.

Из числа работников отделения абилитации создается бригада по приготов­лению пищи, с фондом заработной платы по ставкам, предусмотренным в пи­лотном проекте. В связи со спецификой отделения бригадиром назначается заве­дующая отделением «Карлсон». Зачисление в бригаду производится на основании личного заявления работника, выплата заработной платы производится с уче­том фактически отработанного времени, а также с учетом того, что в соответ­ствии с установленной организацией труда нагрузки на всех работников равны.

Решение о приеме инвалида в отделение абилитации «Карлсон» принимает директор центра с учетом рекомендаций СЭК. Прием производится только ссогласия инвалида или его опекуна, при этом обязательно учитывается жела­ние инвалида. Для приема в отделение необходимо: заявление инвалида или его опекуна, социальная карта, копия справки МСЭК, решение-рекоменда­ция СЭК, санитарная книжка.

Право на зачисление в отделение имеют неработающие инвалиды с огра­ниченными умственными возможностями от 16 до 50 лет без криминального прошлого, не имеющие противопоказаний для работы в учреждениях обще­ственного питания. Преимущественное право из их числа имеют:

П инвалиды из неполных и многодетных семей,

П инвалиды, родители которых являются пенсионерами или инвалидами,

CJ одиноко проживающие инвалиды.

Противопоказанием для пребывания в отделении является наличие забо­леваний, препятствующих посещению данного учреждения: О острые психические состояния, О наличие инфекционных заболеваний,

□ устойчивая агрессивная тенденция,

□ суицидальные наклонности,

□ устойчивые поведенческие нарушения, не поддающиеся коррекции.

Штат отделения абилитации «Карлсон»: заведующая отделением, специали­сты по социальной работе, сестра-хозяйка, психолог, медсестра, инструктор ЛФК, инструктор по труду, логопед, социальный работник, повара, калькуля­тор, санитарка.

Характеристика «работников» отделения

В настоящее время количество клиентов в отделении — 26 человек. 7 чело­век имеют 1 группу инвалидности, остальные — 2 группу инвалидности. Сре­ди клиентов 44,1% из полных семей, 51,8% — из неполных семей, 3,7% явля­ются одинокими.

Клиенты отделения «Карлсон», помимо умственной отсталости, имеют до­полнительные функциональные нарушения: нарушение речи — 92,5%, повреж­дения ОДА— 7,4%, нарушения зрения— 14,8%, нарушения слуха— 11,1%, эпи-синдром — 7,4%, нарушение обмена веществ — 11,1%.

По уровню наличия академических навыков среди клиентов: не знают бук­вы 7,4%, частично знают буквы 7,4%, могут читать, писать 85,2%.

Основным методом реабилитации в отделении является метод приготовле­ния пищи, при этом используется опыт ресторана в Швеции «Гласадэ Гонгин» (там работает 40 инвалидов). В отделении существует 6 производственных групп, в каждой группе по 3-6 клиентов:

1-я группа — приготовление первых блюд,

2-я группа — приготовление вторых блюд,

3-я группа — выпечка,

4-я группа — приготовление салатов,

5-я группа — сервис,

6-я группа — маркетинг (ведут учет расхода продуктов).

Клиенты готовят обеды для себя, на заказ для обслуживаемых пенсионеров и инвалидов по центру, а также готовят фуршеты для официальных встреч в районе и городе. За свой труд они получают небольшую заработную плату.

Для учета работы с клиентами отделения «Карлсон» ведется обязательная документация, которая включает следующие документы:

1. Социальная карта:

П Ф. И.О.

□ Дата рождения, адрес, телефон.

П Диагноз, наличие инвалидности (кем, когда установлена). П Образование (специальная школа).

□ Наличие профессии, сохранились ли навыки, занятость.

□ Социальная адаптация.

О Любимое время провождения, увлечения.

□ Наличие склонности к общественно-полезному труду.

□ Особенности характера.

О Состав семьи, данные о родителях или опекуне.

□ Данные о других детях в семье.

□ Степень участия семьи в оказании помощи инвалиду.

□ Доход семьи, социальная или материальная помощь, ее источники. П Наличие проблемы в семье, ее характер, трудоустройство, лечение. О Примечание.

П ФИО, должность заполнившего социальную карту, дата заполнения.

2. Справка ВТЭК— заключение об условиях и характере труда (легкий труд в специально созданных условиях).

3. Индивидуальный план развития клиента: D развитие рабочих навыков,

О развитие навыков самостоятельного проживания,

□ развитие знаний о транспорте.

По каждому пункту ведется учет развития клиента. Записи делают специа­листы с указанием даты.

4. План реализации:

D развитие рабочих навыков,

П развитие навыков самостоятельного проживания,

□ развитие знаний о транспорте.

В планах указываются пункты необходимого развития, время выполнения реализации и ответственный по сопровождению.

5. Оценка способностей для адаптации к самостоятельной жизни: П использование символов,

□ сортировка,

□ множество, количество, цифры, О деньги,

□ взаимосвязь, О время,

□ расстояние и направление.

6. Карта контроля над динамикой реализации индивидуального плана: О развитие знаний о транспорте,

□ развитие рабочих навыков,

О развитие навыков самостоятельного проживания.

Полугодие

в совместной под частичным12345; самостоятельно деятельности12345; контролем12345

динамика

Обозначения: I — руководитель делает все сам; 2 — руководитель помогает работнику практически; 3 — рукоиодитель помогает работнику словом; 4 — руководитель присутствует, но работник все выполняет самостоятельно; 5 — работник выполняет работу полиостью самостоятельно.

7. Итоги опросов (обобщение): О ФИО.

□ Какие задания работник не может выполнять самостоятельно?

□ Что работник хочет делать самостоятельно?

□ Что конкретно необходимо сделать, чтобы работник научился выполнять задание самостоятельно?

8. Планирование выполнения определенного задания:

А ф. и.о.

Р Ситуация (приготовить тесто).

□ Трудные моменты..

□ Трудности, возникающие в результате ограниченных возможностей ра­ботника.

□ Как помочь работнику справиться с заданием?

□ Что можно сделать, чтобы работник проявил больше самостоятельности (вселять чувство уверенности)?

Представленная модель поддерживаемого проживания на примере отделе­ния абилитации «Карлсон» достаточно эффективна, она решает задачу соци­альной интеграции умственно отсталых молодых людей. При сравнении ре­зультатов работы в 2000 и 2003 гг., выявлена положительная динамика роста приспособленности к жизни в обществе клиентов:

□ Абсолютно не приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 44,4%, а в 2003 г. - 18,5%.

□ Частично приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 48,1%, а в 2003 г. - 55,5%.

□ Достаточно приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 5,4%, а в 2003 г. - 22,2%.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГОСТИНИЦЫ

Наши рекомендации