II. Особенности двигательной сферы.

1. Асимметрия коры больших полушарий (левша или правша).

2. Походка. Не норма:замедленность; ускоренность; неуверенность; раскоординированность; рассогласованность движений рук и ног.

3. Мелкая моторика (включая особенности почерка). Не норма: замедленность; ускоренность; раскоординированность.

4. Мимика. Не норма:отсутствие мимических реакций, невыразительность, маскообразность лица.

Норма: средний уровень выразительности, изменение мимики при реагировании на происходящее; ярко выраженные мимические реакции, богатство выразительных средств.

5. Жестикуляция во время речи: отсутствует; средний уровень выраженности; ярко выражена.

6. Речевые характеристики

а) темп: дрожание голоса, заикание; замедленный темп речи; ровный темп речи, уверенность, спокойствие; ускоренный темп речи (тараторит, проглатывает слова); неравномерный.

б) интонация:

- бедный интонационный рисунок, речь невыразительна, монотонность;

- использование интонации для постановки смысловых акцентов;

- богатый интонационный рисунок, яркость, выразительность речи.

в) громкость:

- низкий уровень (тихий голос);

- средний уровень;

- высокий уровень (громкий, звучный голос). Отмечается наличие голосовых модуляций.

7. Общий темп работы

- низкий, медлительные, тормозные двигательные реакции;

- средний;

- высокий;

-неравномерный.

Необходимо обратить внимание на наличие импульсивных реакций. Они могут свидетельствовать о том, что ребенок перенес черепно-мозговую травму.

8. Работоспособность

- низкая (быстрая утомляемость, истощаемость);

- средняя;

- высокая.

III. Эмоциональный фон (фон настроения).

- снижен (плаксивость, грусть);

- ровный, спокойный;

- повышен (радость, удовлетворение);

- неустойчивый.

Отмечается степень выраженности эмоционального реагирования.

IV. Познавательные процессы.

Внимание

- частые колебания внимания, отвлекаемость, рассеянность либо расторможенность в поведении, ошибки из-за невнимательности;

- сосредоточенность, способность сконцентрировать внимание на выполняемой деятельности;

- устойчивость внимания, продолжительность сосредо­точения на выполняемой деятельности;

- переключаемость внимания, переход от одного вида за­даний к другому (отмечается шаблонность, персеверация, что может свидетельствовать о ЗПР, УО, ригидности, инертности).

Память

- логическое либо механическое запоминание, что позволяет сделать вывод о понимании учебного материала.

Возможно определение преобладающего типа запоминания (зрительный, слуховой, моторный).

Мышление

- низкий уровень развития логических операций (сравнение, установление аналогий, обобщение);

- средний уровень развития логических операций;

- высокий уровень логических операций (способность к детальному анализу и систематизации информации, наличие проблемных вопросов, способность к самостоятельному конструированию алгоритма решения учебных задач);

- нестандартность мышления, креативность.

Речевое развитие

- правильность речи, произношение, употребление слов, их согласование;

- легкость и точность выражения мысли, затрудненность речи;

- наличие связной речи;

- словарный запас.

V. Степень вовлеченности в обследование или учебный процесс, особенности мотивации.

Выделяют следующие виды мотивов:

1) мотив общения;

2) игровая мотивация;

3) состязательная мотивация;

4) мотив оценки;

5) познавательная мотивация.

VI. Оценка ребенком своих результатов.

Психолог, организующий обследование, либо учитель, проводящие урок, используют вопросы:

1) Хорошо ли ты сделал?

2)Что получилось, что не получилось?

3) Доволен ли ты своим результатом?

Этими вопросами оцениваются самооценка ребенка, его критичность.

Наши рекомендации