Использование сказкотерапии

Новой технологией в психолого-педагогической коррек­ции детей с нарушением интеллекта в последнее время стала сказкотерапия.

Исследования показывают, что сказочная метафора воз­действует непосредственно на бессознательное, минуя ба­рьеры, которые ставит перед специалистом недостаточно развитый интеллект ребенка. Причем воздействие метафор оказывается глубинным и удивительно устойчивым. Ме­тафорическое, сказочное воздействие активизирует ресур­сы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных от­крытий.

Язык метафор, образов активизирует, «пробуждает» со­знание ребёнка, открывает новые возможности его взаимо­действий с окружающим миром, делает более глубоким кон­такт специалиста и ребенка, специалиста и родителя. Это, в свою очередь, является залогом духовного развития в кон­тексте тройственного союза ребенок-родитель-педагог.

Занятие «Путешествие воздушных шариков»

Задачи:

— закрепление сенсорных эталонов основных цветов;

— закрепление пространственных эталонов: высоко-низ­ко, вправо-влево;

— закрепление понятия «поровну»;

— закрепление счета в пределах 5. Оборудование:

цветное полотно; воздушные шары; домики; цифры.

Начинать и заканчивать занятие можно специальным ри­туалом. Дети садятся в круг на ковре, смотрят на свечу, взявшись за руки. Ритуал помогает сформировать целостный образ занятия, лучше запомнить его содержание.

Педагог. Дорогие ребята! Любите ли вы сказки? Сегод­ня я расскажу вам сказку про воздушные шарики.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были воздушные шарики. Самым любимым их занятием было летать по воздуху. Они летали всюду, видели, как живут люди, животные, цветы и деревья. Ведь с высоты видно намного больше, чем с земли. Всюду летая, всюду бывая, воздушные шарики накопили много-много полезных знаний. Да вот беда, они не знали, кому рассказать о том, что они видели, как записать то, что они запомнили. И от­правились тогда шарики в путешествие, чтобы найти тех людей, а может быть, детей, которым бы понадобились их знания. Так они залетели к нам — ведь мы хотим много знать? Вот они! Посмотрите, какие они красивые, разно­цветные.

(Ребята рассматривают шарики и берут по одному.)

Шарики долго не могут сидеть на месте. Они уже хотят полетать. Но сегодня они возьмут нас с собой. Вот шарики поднимаются высоко-высоко (жестом показывает направле­ние, дети тянутся, встают на цыпочки)... Потом опускаются низко-низко (жестом показывает направление, дети медленно садятся на корточки)... Подул ветерок, и шарики полетели. (Дети перемещаются по комнате)... Вот ветер стих, а шарики, найдя друзей — нас, захотели построить себе домики, как у людей. Каждый шарик построил себе домик того же цвета, что и он сам.

(Расставляет перед детьми 5 разноцветных домиков, пока­зывает на домик зеленого цвета.) Кто же из наших шариков построил себе этот домик? Правильно, это зеленый шарик.





Заходи в дом. {Ребенок с зеленым шариком подходит к зеленому домику.)

А какой же шарик живет в этом домике? Правильно, красный. Заходи в дом. {Ребенок с красным шариком подходит к красному домику.)

Чей же этот домик? Правильно, белого шарика. Заходи в дом. {Ребенок с белым шариком подходит к домику.)

Ой, какой быстрый шарик, все норовит вырваться из рук, вот озорник! Ребята, где же его домик? Вот он — желтого цвета, потому что наш озорной шарик — желтый.

Посмотрите, какой домик у нас остался свободным? Пра­вильно, синий. Значит, в нем будет жить какой шарик? Ко­нечно, синий! {Ребята с шариками расположились около до­миков соответствующих цветов.)

Сколько же у нас домиков? Давайте сосчитаем! Один, два, три, четыре, пять. Домиков — пять.

А шариков сколько? Один, два, три, четыре, пять. И ша­риков — пять.

Смотрите, у нас пять шариков и пять домиков. Одинако­вое количество домиков и шариков. А иначе и быть не мог­ло — ведь нам нужно, чтобы каждый шарик имел свой до­мик. Для этого шариков и домиков должно быть поровну. Скажем вместе: «Поровну». Молодцы!

Скажите, пожалуйста, ребята {педагог может обращаться к каждому ребенку отдельно), какой по счету домик у зеленого шарика? Правильно — у зеленого шарика первый домик.

Назовите номер домика, в котором живет красный шарик. Правильно, красный шарик живет во втором домике.

А у белого домика, какой номер? Правильно, домик под номером три.

Какой по счету домик у нашего озорного желтого шари­ка? Правильно, желтый шарик живет в четвертом домике.

А у синего шарика, какой по счету домик? Правильно, у синего шарика пятый домик.

Ребята, давайте вместе сосчитаем по порядку дома. Один, два, три, четыре, пять. Сколько домов? Пять.

Теперь давайте сосчитаем шарики. Один, два, три, четы­ре, пять.

Сколько шариков? Пять. Как мы говорим про это? Хором: «Поровну». Молодцы!

Ребята, посмотрите, что у нас в конвертах. Правильно, цифры. Мы уже подружились с шариками, нашли для них домики, и шарики поделились с нами своими знаниями. Поэтому сейчас я дам вам трудное задание. Разложите циф­ры по порядку — от одного до пяти. Какую цифру возьмем первой? Правильно, один...

Молодцы! Действительно, дружба с шариками идет нам на пользу! Но шарики такие непоседы — не могут сидеть на одном месте, в своих домиках. Так им хочется погу­лять, полетать, поиграть с ветром. И найти себе друзей та­кого же цвета, как и они сами. {Достает разноцветное по­лотно.)

Посмотрите, какой чудесный ковер! Такой же разноцвет­ный, как и наши воздушные шарики. Найдите на ковре цвет своего шарика. Молодцы!

Здесь живут его друзья. Давайте отпустим шарики погу­лять по ковру, разрешим им сходить друг к другу в гости! {Дети берут полотно за края.)

Давайте поиграем. Поднимем ковер высоко-высоко. Но так, чтобы не уронить шарики. Теперь опустим вниз. Повто­рим эти движения три раза.

Сейчас поможем шарикам сходить в гости друг к другу. Для этого покачаем ковер, как будто бежит волна. Теперь побежим в правую сторону, в левую, еще раз. Подбросим шарики высоко-высоко и поймаем их. Молодцы!

Давайте подойдем к домикам. Ой, ребята, здесь что-то изменилось. Посмотрите, домиков стало больше или мень­ше? А кто может сказать, каких домиков не стало? Что еще изменилось? {На домиках появились цветы.) Что еще замети­ли? {Появилась табличка с надписью.) Что же на ней написа­но? «Улица Цветочная». Какое красивое название. Наверное, поэтому на домиках цветы? Пройдемся по этой стороне ули­цы. Как нам узнать, в каком доме живут шарики? {По цвету.) А еще как? {По номеру дома.)

Какие номера домов на этой стороне цветочной улицы? (1, 3, 5).





Кто знает адрес дома, в котором живет зеленый шарик? Цветочная улица, дом 1. (Так для всех шариков.)

Оказывается, все дома, в которых живут шарики, имеют свои номера. Номера домов находятся сбоку. На табличке еще пишется название улицы.

Адреса шариков мы с вами знаем. Знаете ли вы свои адреса? (Дети называют свои адреса.) Ребята, кто забыл свой адрес, спросите маму и постарайтесь его запомнить.

Молодцы, ребята! Мы с вами не только познакомились с шариками, но и увидели их домики, узнали их адрес. Теперь мы их всегда сможем найти. Друзей наших шариков мы мо­жем найти в нашей группе. Поищите друзей белого цвета, они такие же белые, как и шарик. {Так и с другими цвета-ми — дети находят и называют предметы с постоянным цве­товым признаком.) Вот мы и подружились с шариками. Мо­лодцы! Спасибо за путешествие!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ

Дети с проблемами развития отличаются нестабиль­ностью эмоционального состояния. Это зачастую осложняет процесс реабилитации. Использование медитативной прак­тики может позитивно сказываться на их психоэмоциональ­ном развитии.

Само слово «медитация» стало в наше время особенно популярно и ассоциируется у многих с суевериями. Слишком часто его стали использовать шарлатаны, пользуясь тем, что смысл слова не всем известен. Медитация есть полное по­гружение в какой-либо процесс. В коррекционно-развиваю-щем процессе эффективно используются медитации, сопро­вождаемые специальным сказочным текстом.

Назначение медитативных сказок — стабилизация психи­ческих процессов, успокоение, расслабление, энергетическая подзарядка. Но главное — сообщение бессознательному ре­бенка позитивных («идеальных») моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

Организация занятия медитацией довольно проста.

Прежде всего, желательно запастись хорошей спокойной музыкой, способствующей расслаблению. Сейчас в продаже появились альбомы «Звуки Природы», «Зодиакальная музы­ка» и многие другие.

Медитативные сказки лучше читать под музыку медлен­но, делая небольшие паузы между абзацами. Комната для занятий должна быть достаточно теплой, но не душной. Если в помещении холодно, мышцы непроизвольно будут нахо­диться в тонусе и не позволят ребенку полностью рассла­биться. Важно, чтобы в процессе медитации не было посто­ронних, резких звуков. Желательно, чтобы педагог, читая сказку, находился в спокойном, эмоционально стабильном состоянии. В противном случае беспокойство может пере­даться ребенку. Освещение приглушается, ребенок ложится на спину или удобно усаживается в кресле.

Процедура «погружения» такова: 30—40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путеше­ствие в прекрасную сказочную страну... И я расскажу вам одну из ее историй...»

Сказки для медитаций могут быть трех видов.

1. Медитативные сказки, направленные на осознание се­бя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зритель­ной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильно-кинесте­тической.

Принцип построения текста сказки прост: «Мы с вами переносимся в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце — на Волшебную Поляну.

Мы лежим на Волшебной Поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба, его только что испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)... Если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинес-





тетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сла­дость спелой земляники (вкусовой образ)... Шелковая моло­дая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактиль­ный образ)...»

Подобные сказки, рассказанные под музыку, развива­ют воображение и произвольное внимание. Но главное, при систематических занятиях учат прислушиваться и дифферен­цировать свои ощущения.

2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеаль­ных» взаимоотношений между родителями и детьми. Это образы, которые могут стать впоследствии духовными ори­ентирами.

Приведем пример медитативной сказки, создающей по­зитивный образ семьи, детско-родительских взаимоотно­шений:

«Давным-давно, в одной далекой волшебной стране жи­ли-были Король с Королевой. Они очень любили друг дру­га. У них был прекрасный дом и верные, преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Коро­лем будет ребенок.

Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко длявсех, кто жил во дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.

Шло время. Принц вырос. Он почувствовал потребность посмотреть мир. Увидеть, какие люди живут в других странах, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о жела­нии сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И, конечно, благословили его в путь. На про­щанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар: „Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та ра­дость, которую ты всегда приносил нам". Принц поблагода-

рил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к своему сердцу.

И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согре­вало тепло Золотого Шара.

Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабоч­ки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что через их поле едет Прекрас­ный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый дворец. Что-то внутри под­сказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей ко дворцу.

Когда Принц вошел во дворец, то был поражен его кра­сотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот дворец специально для него. Золотой Шар, ко­торый находился все время около сердца Принца, затрепе­тал. И Принц понял, что в этом дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Сейчас и мы с вами тоже находимся в Прекрасном двор­це. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...»

(Через 7—10 минут можно постепенно выводить детей из медитации.) Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрас­ном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться... А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И, потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

3. Медитативные сказки, направленные на раскрытие по­тенциала личности, самоактуализацию, а также исследование различных явлений нашей жизни.

К этому виду сказок относится программа «Сказки звезд­ной страны Зодиакалии»*. Она рассчитана на 13—15 заня­тий. Основная идея программы — посредством раскрытия

* См. список рекомендованной литературы.





базового принципа зодиакального знака передать ребенку знание о его высоком предназначении.

Сказочная медитация позволяет мягко воздействовать на бессознательное «особого» ребенка. Безусловно, не всегда дети полностью понимают смысл текстов. Тем не менее, опыт использования медитативных сказок даже в самых сложных группах показывает, что у детей во всех случаях стабилизируется эмоциональное состояние, многие запоми­нают сюжет, а некоторые (ребята старших групп) видят раз­личные образы.

 

В старших группах после выхода из медитации практику­ется рисование образов медитации, обсуждение состояния.

Наши рекомендации