Алкоголь как магическое вещество
Большинство людей считают само собой разумеющимся, что у дорогих алкогольных изделий вкус лучше, чем у дешёвых. Однако эксперименты показали, что это совершенно не доказанный факт и что различия во вкусе часто трудно уловить.
В «Британском медицинском журнале» опубликованы эксперименты с различными сортами виски. В эксперименте надо было отличить «дорогие» солодовые сорта виски (Гленфиддич и другие) от «обычных» смешанных сортов (Белая Лошадь, Беллз, Хейг). Участвовало 4 регулярных потребителя виски и 4 неопытных. Им были завязаны глаза и дан стаканчик каждого из 6 сортов. Новички дали правильный ответ в 50% случаев, что равнозначно бросанию монеты. Ответы опытных участников были не намного лучше — 58%. Один настоящий знаток думал определить, какой именно сорт он пьет. Это был полный провал. «Винные скандалы» дают еще одно доказательство ограниченности роли различий во вкусе. Время от времени, какой-нибудь виноторговец продает «простое» вино с этикеткой «благородного». Такой обман часто длится несколько месяцев. Цены и этикетки явно достаточно для успешной продажи. Влияние цены на субъективное ощущение вкуса было изучено в одном из экспериментов с пивом: 60 любителей пива получили пиво одного производства, но разлитое в 3 разные бутылки. У бутылок были этикетки, определявшие, что это разные сорта с разной ценой. Результаты эксперимента позволили показать, что цена имеет существенное влияние на суждение о качестве продукта.[35]
Итак, мы приходим к выводу, что алкоголь употребляется не из-за вкуса. Конечно, мотивом может быть желание одурманиться. В ином случае, роль алкоголя может быть охарактеризована как чисто ритуальная. Для людей, не употребляющих алкоголь по тем или иным причинам необходимости даже в ритуальном употреблении алкоголя нет. Для этого часто используются дорогие соки и нектары. Либо ритуал с фужерами заменяется чаепитием.
Через 25 лет после окончания института Х.О. Фекьяер собрался на встречу с друзьями. Подаваемые напитки содержали только апельсиновый сок, лед и водочную эссенцию — и никакого алкоголя. Если кто-то выпил 4 или 5 стаканов, он должен был заметить отсутствие эффектов алкоголя. Но время шло, а никто не высказывался по поводу вкуса или состава коктейля. Безалкогольный коктейль сыграл свою роль с большим успехом. Но если бы организаторы заявили, что «сейчас мы будем пить безалкогольные коктейли», у некоторых людей субъективные ощущения были бы иными. Элементом, относящимся к праздничному ритуалу, в действительности является не алкоголь, а идея употребления алкоголя.
Еще больше усомниться в существовании «алкогольного веселья» нам позволяют эксперименты, которые были проведены в 80-х годах российскими учеными, в частности, А.П. Сугоняко:[36]
Опыт 1. Взрослым мужчинам вводили раствор этилового спирта внутривенно, не предупреждая о том, какое именно вещество введено, и просили описать свои ощущения. Все испытуемые описывали свои ощущения, как неприятные: сонливость, тошнота, слабость в ногах и пр. А вот в том случае, когда испытуемых предупреждали о введении спирта, они вели себя совершенно иначе: начинали шутить, старались демонстрировать окружающим, что им очень весело и т.д.
Опыт 2. Группу подростков попросили описать состояние, возникшее у них после первого в жизни приема спиртного. Описания были такими: «...появилось жжение в пищеводе и в желудке, стало поташнивать, появились позывы на рвоту, расстроилось внимание, захотелось спать, было состояние, как будто надышался угарного газа». И никто, ни один подросток не ответил, что ему сразу стало весело. Более того, они все недоумевали – почему же люди пьют? Многие выражали сожаление, что «раз все пьют – придется привыкать к спиртному».
Опыт 3. Группе условно-здоровых (без признаков алкоголизма) мужчин было предложено выпить любую дозу спиртного, но в одиночестве и при этом фиксировать – на какой минуте какое ощущение появилось. Взрослые описывали свое состояние теми же словами, что и подростки и при этом выражали недоумение: почему же в компании, когда пьян весело, а в одиночестве - нет?..
Опыт 4.Употребить спиртное в тех же условиях, т.е. в одиночестве, предложили алкоголикам. У некоторых из них, у тех, кто перенес в прошлом травму головы, менингит, энцефалит; в общем, у больных с дефектом головного мозга было отмечено некоторое повышение настроения. А вот все остальные веселья не отмечали, хотя и напились, как минимум, до средней степени одурманивания. Недоумение результатами этого опыта у них тоже было, но выражалось по-другому: испытуемые обвиняли экспериментатора в том, что он «что-то добавил в водку».
Какой вывод из всего этого мы можем сделать? Очевидно, вывод такой: любой алкоголь, сам по себе веселящим действием, веселящим свойством не обладает.
Мы можем посмеиваться над властью иллюзий. Но куда мудрее будет отбросить иллюзии, которые приводят к наиболее вредным последствиям.