Тренажеры и специальное оборудование для обучения и совершенствования техники нападающего удара и подачи
Тренажеры, представленные ниже, объединены в одну группу и позволяют вести процесс обучения и совершенствования наиболее важной фазы нападающего удара и подачи – ударного движения.
Пружинный держатель мяча.К деревянной рейке под прямым углом крепятся две другие. Для прочности они скрепляются угольниками. К рейкам прикрепляются дужки из жесткой проволоки, на концах дужек укрепляются резиновые кружки, расстояние между которыми зависит от упругости дужек. Раздвинув дужки, между кружками вставляют мяч. При ударе мяч свободно летит в направлении, которое ему дается.
Мяч на амортизаторах.К мячу пришиваются кожаные петли, к которым крепятся резиновые растяжки, на свободных концах растяжек укреплены карабины, с помощью которых снаряд крепится в углах спортивного зала или к столбам на открытых площадках. От мяча вниз к полу идет прочный шнур, с помощью которого устанавливается нужная высота мяча и исключаются его колебания после удара.
Мяч на резиновых амортизаторах предназначен главным образом для обучения и совершенствования техники подачи, нападающего удара, а также для развития качеств, необходимых при выполнении этих технических приемов.
Мяч-груша.Обычный волейбольный мяч крепится на двух металлических выгнутых шайбах к стальному стержню, присоединенному к кронштейну. Второй конец стержня прикрепляется резиной от эспандера к гимнастической стенке. На мяче-груше волейболист может тренировать любой удар.
Мяч, отскочив после удара, моментально возвращается в первоначальное положение. Прибор используется в процессе всей тренировки: в разминке, в основной части урока и после командных занятий; когда игроки тренируются индивидуально, отрабатывая то или иное движение или удар в цель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль применения тренажёров в спорте не ограничивается тем, что они повышают эффективность учебно-тренировочного процесса благодаря направленным и управляемым физическим нагрузкам. Так, например, технические средства обучения в спортивных играх обеспечивают ускоренное совершенствование двигательного навыка, способствуют снижению травматизма и психического напряжения, повышают активность спортсменов. Размещение тренажёров в помещении позволяет уменьшить переохлаждение организма, которому систематически подвергаются конькобежцы, пловцы, фигуристы, лыжники, хоккеисты и др. Кроме того, после простудных заболеваний появляется возможность возобновлять тренировки при комнатной температуре, упражняясь на тренажёрах.
В некоторых видах спорта отрицательное влияние на здоровье оказывают различные химические вещества, имеющиеся в стрелковых тирах, плавательных бассейнах, на автодорогах и др., а также травмирующее влияние шума от выстрелов, работы моторов, падающих спортивных снарядов и т.д. Уменьшить это влияние позволяет осуществление части учебно-тренировочного процесса на тренажёрах и тренировочных устройствах.
Необходимость в некоторых видах спорта надевать плотно облегающую одежду из синтетической ткани приводит к перегреву организма. Тренажёры дают возможность обходиться без такой одежды, что даёт чувство свободы и достаточной аэрации тела
Для эффективного построения учебно-тренировочного процесса в системе многолетней подготовки волейболистов необходимо определенное материально-техническое оснащение процесса подготовки.
Материально-технические средства по целевому назначению можно разделить на три группы:
- демонстрационная аппаратура;
- регистрационная аппаратура;
- оборудование, инвентарь, тренажеры.
Демонстрационная аппаратура – это кинопроектор, макеты, видеомагнитофон, плакаты (для изучения рациональной техники, для зрительного анализа и восприятия собственных действий).
Регистрационная аппаратура – это секундомеры, прыгомеры, радил-телеметрические приборы, фотофинишная установка для измерения сдвигов в развитии навыков, качеств, функционального состояния и др. Использование технических средств срочной информации дает весьма ощутимый эффект в ускорении процесса обучения и совершенствования.
Применение тренажеров позволяет значительно расширить круг средств специальной физической, технической и тактической подготовки спортсменов.
Практика применения тренажерных устройств говорит о том, что к числу наиболее эффективных обучающих устройств относятся те, которые создают и моделируют условия, близкие к соревновательной деятельности спортсмена, обладают высокой надежностью и безотказностью в работе, обеспечивают получение информации о результатах своих действий, позволяют широко использовать индивидуальную, поточную, круговую форму организации занятий и дают возможность комплексного развития отдельных видов подготовки. Так, тренажерные устройства помогают овладеть отдельными фазами ударного движения (при нападающем ударе, подаче), другие способствуют объединению отдельных частей приема в целостный двигательный акт.
На стадии совершенствования технических приемов обучающие устройства (тренажеры) применяют для индивидуализированной тренировки с учетом индивидуальных особенностей и избранной игровой функции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок. – М.: Просвещение, 1991.- 64 с.
2. Голомазов В.А. Волейбол в школе.- М.: Просвещение, 1988.-174 с.
3. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.Н. Спортивные игры.- М.Академия, 2001.-310 с.
4. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.Н. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» - М.: Академия, 2004.-272 с.
5. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. – М.: Просвещение, 1970.-305 с.
6. Клещев Ю.Н. Спортивные игры: Учебное пособие для вузов. -М.Просвещение, 1980.-230 с.
7. Ковалев В.Д., мельников А.Г. Волейбол в школе.- М.: Просвещение, 1976.-111 с.
8. Кочашкин В.М. Методика физического воспитания. – Л., 1962. - 301 с.
9. Лукьяненко В.П. Физическая культура знаний. – М.: Советский спорт, 2003. -224 с.
10. Лях В.И., Виленский М.Я. Методика физического воспитания учащихся
10-11 классов. – М.: Просвещение, 2002. – 125 с.
11. Набатникова М.Я. Основы управления подготовки юных спортсменов -М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
12. Савин В.П. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. -М.: Академия, 2002. – 250 с.
13. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физкультура и спорт,1983.- 144 с.
14. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Академия, 2000.- 480 с.
15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике обучения физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
16. Хомутинский В.С. Волейбол: Программа для секций коллективов физкультуры. -М.: Просвещение, 1971.- 212 с.