УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ. Следует помнить, что диагностика этих нарушений является лишь частью диагностики языковых (и речевых) нарушений
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Следует помнить, что диагностика этих нарушений является лишь частью диагностики языковых (и речевых) нарушений, свойственных данным категориям детей, поскольку другие нарушения, например лексические (скажем, незнание детьми управляющих слов), могут обусловить нарушения морфосинтаксические. В свою очередь диагностика языковых нарушений необходимо включается в целостную всестороннюю диагностику (психологическую, медицинскую и другого характера). В данном случае будет рассматриваться только диагностика интересующих нас нарушений.
Материал
Поскольку ошибки в употреблении падежных окончаний существительных в немалой мере зависят, как говорилось выше, от ряда лингвистических призна-
ков, постольку в предлагаемом материале учитываются некоторые из них, что позволяет проводить сопоставительный анализ. Материалом являются 66 существительных I и II склонения, единственного числа, мужского, среднего (для II склонения) и женского (для I склонения) рода, одушевленные и неодушевленные, без предлогов и с предлогами (см. список). В каждом падеже на многие из взятых для исследования лингвистических признаков приходится по 3 (и более) слова. Это в известной мере позволяет избежать случайных ответов и составить достоверную характеристику данного аграмматизма. Чтобы снизить по возможности влияние побочных факторов на ответы детей (т. е. получить однозначную картину диагностируемых нарушений), намеренно предлагаются падежные значения, которые первыми формируются в нормальном онтогенезе речи; существительные, которые обозначают знакомый детям материальный мир; слова, относительно «простые» по своим фонетическим (артикуляторным) характеристикам.
Ударение во всех взятых для исследования существительных в норме всегда падает на окончание, что при восприятии и анализе ответов детей позволяет с достоверностью судить об употреблённых ими окончаниях (в таком положении они звучат ясно)6.
Существительные включены в контекст предложений и находятся в конце их.
Предложениям соответствуют 66 картинок (см. в Приложении), которые предъявляются детям в ходе испытания.
в Разумеется, при переносе детьми ударения с окончания на основу восприятие и анализ ответов затрудняются (оконча-
ния могут звучать неясно).
Процедура
Исследование желательно проводить в форме игры (например, предлагается игра «Угадай»).
Перед началом исследования употребления падежных окончаний существительных нужно проверить знание ребенком объектов, которые ему предстоит обозначать, и слов, которые предстоит произносить7. Для этого проводящий исследование сначала из группы 66 картинок в случайном порядке последовательно выбирает от 2 до 5 картинок, выкладывает их перед ребенком, называет нужные объекты, а ребенок должен их показать. После завершения этих испытаний перед ребенком выкладывают по одной картинке, показывают на нужный объект, а ребенку нужно его назвать. Если испытуемый не знает объекта или слова, обозначающего объект, их следует объяснить и убедиться в усвоении знаний.
В основном испытании проводящий его произносит начало фразы, которая соответствует содержанию картинки, а ребенок должен закончить фразу — произнести последнее слово (или слова).
Для понимания ребенком этого задания проводится обучение. Примерная инструкция:
Давай теперь поиграем по-другому. Будем вместе смотреть картинки и вместе отгадывать, что на них нарисовано. Я начну говорить, а ты закончишь. Вот картинка (например, выкладывается картинка № 4 «Мальчик строит дом»). Я скажу: «Мальчик строит...», а ты скажешь: «дом». Давай попробуем.
Для проверки понимания задания предлагаются еще 2-3 картинки. К испытанию можно приступать
7 В противном случае результаты исследования могут быть недостаточно достоверными.
только тогда, когда есть полная уверенность в том, что ребенок понял задание.
Картинки предъявляются не в списочном, а в случайном порядке, чтобы избежать ситуации, когда при склонении существительных в одном и том же падеже дети переносят предыдущие ответы (правильные или неправильные) на последующие.
При предъявлении некоторых картинок проводящему исследование нужно дополнительно описывать ситуацию и ставить вопросы. Например, дополнительная информация к картинке № 25: На этой картинке стол и стул. А на этой картинке нет... {стола) (аналогично с № 26 по 30); к № 38: У мальчика живет щенок. Мальчик дает молоко... (щенку)', к № 31: Скажи, у кого хобот. Хобот... (у слона) (аналогично с № 32 по 36); к № 50: Скажи, чем девочка гладит платье. Девочка гладит платье... (утюгом).
Речь проводящего исследование и испытуемых желательно записать на магнитную ленту.
Ответы детей заносятся в протокол. За образец его можно взять список предложений (см. выше).