Игра на развитие зрительного восприятия

Проводится на основе игры «Цветы и мотыльки». Дети подбирают для каждого мотылька цветок такого же цвета.

Понимание многозначности слов

Кто это выгладывает? (Лиса.) У нее два ... (лисенка). Скажите о ней ласково. (Лисонька, лисичка.)

Выставляется гриб-лисичка, а затем прочитывается стихотворение.

Кто вы?

— Мы лисички,
Дружные сестрички.

— Ну, а вы-то кто же?

— Мы лисички тоже!

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, еще со шляпкой...

А. Шибаев

Почему грибы назвали лисичками? А вот еще гриб! Это масленок. Знаете, почему его так назвали? У него шляпка словно маслицем смазана, скользкая. У кого еще «маслена головушка»?

Чьи рога показались из-за деревьев? (Оленьи.) Здесь бродили мама ... (олениха), большой ... (олень) и маленький ... (олененок). Они едят ... (ягель) — так называется мох. Кого вы еще увидели на другой полянке? Зеленую ... (лягушку), длинноногую ... (цаплю).

Физминутка

Мы по лесу шли, шли, шли,

Земляничку нашли.

Сели, съели, дальше пошли.

Мы по лесу шли, шли, шли

И малину нашли.

Присядем на полянке и споем песенку.

Пение песенки «По малину в сад пойдем...», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко. Слово «сад» заменяется словом «лес». Дети имитируют движения по тексту попевки, затем поют песню.

Образование прилагательных и существительных

По дороге домой мы увидели ... (клюкву, калину, облепиху). Принесли маме много ... (земляники, малины). Мама сварила варенье из малины — ... (малиновое), из земляники — ... (земляничное). Какое ваше любимое варенье?

Логопед предлагает попробовать на вкус какое-либо варенье.

Какой сок можно получить из калины, из облепихи?

Игра на развитие зрительного восприятия - student2.ru 12. Составление предложений по заданному слову

Расскажите, что мы видели в лесу. Я назову слово, а вы придумайте предложение. Опорные слова — ели, ягель,земляника, лютики, полянка.

Анализ словесного состава предложения. Выкладывание схемы предложения

14. Составление коллективного рассказа «Прогулка в лес» либо чтение сказки Г. Юдина «Лисенок и лягушонок»

Итог занятия

Тема «Звуки х, х'»

ХОМЯК-ХВАСТУН

Материал.Игрушки или плоскостные фигурки для фланелеграфа (хомяк, петух, слониха, зайчиха, черепаха, Винни-Пух, Хрюша), картинки (охотник, художник, подсолнух, хоккеисты, холодильник, мох).

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия

Выставляется игрушка или плоскостная фигурка хомячка. Кто это? (Хомяк.) Его зовут Хомка. Этот Хомка такой хвастунишка! Он утверждает, что все и обо всех знает. Хомячок, знаешь ли ты, с какого звука начинается слово хомяк? (Со звука о.) Вы согласны с ним? (Нет.) Какой первый звук вы услышали в словах хомяк, хвастун? (Звук х.) Сегодня мы будем слушать и произносить звук х и звук х,. Звук х1 — братец звука х. Они очень похожие и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

3. Характеристика звуков х, х' по артикуляционным и акустическим признакам

Обозначение этих звуков цветовыми символами. Определение их места в Звуко-буквенном городе — звук х располагается в Синем замке, а звук х' — в Зеленом замке.

4. Произношение звуков х, х' в слогах

Знаете, как смеялись звери над хвастливым хомяком: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хи-хи-хи!»

Слоги произносятся со сменой ударения и с изменением тембра и силы голоса.

5. Анализ и синтез прямых и обратных слогов и слов
мох, пух

Удивлял своими рассказами Хомяк. «Ух! Ух!» — восклицали другие хомячки. Сколько звуков вы услышали в восклицании? (Два.) Обозначьте звуки кружочками. Почему вы положили первым красный кружок? (Звук у— гласный. Он живет в Красном замке.) Как смеялись звери? (Ха-ха-ха!) Обозначьте слог ха кружочками. А сейчас «ловите» звук х,. К нему я «бросаю» звук и. Какой слог получится? (Хи.) А это задание еще труднее. «Ловите» звук м, звук о, звук х. Обозначьте эти звуки кружочками. Какое слово получилось? (Мох.) Выставляются картинки с изображением мха и тополя.

Какое это дерево? (Тополь.) Хомяк Хомка сочинил чистоговорку: «Ух, ух, ух, с тополей слетает мох». Правильно ли он сказал? Какое слово подходит? (Пух.) Каким звуком вы дополнили слог ух, чтобы получилось это слово? (Звук п.) Изменится ли схема слова? Чем похожи слова мох, пух? Ответы детей.

Какой гласный звук вы услышали в слове мох? А в слове пух? Скажите Хомке, какие гласные звуки мы знаем (а, у, и.)

6.Произношение звуков х, х' в словах

Выставляются игрушки или плоскостные картинки.

Пригласим к Хомке друзей. Кого позовем? (Винни-Пуха, Петуха, Хрюшу, Черепаху, Слониху, Зайчиху.)

Развитие слуховой памяти

Винни-Пух предлагает нам запомнить и повторить слова муха, ухо, пух, мох.

Повторение детьми.

А теперь послушаем, повторим и запомним следующие слова: муха, ухо, уха, пух, мох. Какое новое слово появилось? (Уха.) Какие слова на него похожи? (Ухо, муха.)

8. Определение позиции звука х. Выкладывание кружочка, обозначающего звук х, в окошко домика

Хрюша хочет, чтобы мы угадали пропущенный звук. Слушайте слова с пропущенными звуками и называйте их: _олодильник... (холодильник),_удожник... (художник), о_отник...

(охотник),__ алва ... (халва),__ ек... (хек), му__ а ... (муха). А

теперь будем исправлять слова, которые Хомка не научился правильно произносить.

Логопед делает преднамеренные ошибки, произнося слова от имени Хомки.

На стекле сидит мута. (Нет, муха.) Картину рисует тудож-ник. (Художник.)

Затем произносятся слова с пропущенным звуком, а дети называют пропущенный звук.

Подсолну... (х), __оккей... (х),__оккеисты... (х),__обот...

(х), сме_... (х), пету_... (х).

Черепаха предлагает нам послушать стихи, в которых пропущено одно слово. Помогите ей, дополните нужное слово.

Все укутал мягкий снег, Словно теплый белый ... (мех). От лисицы во весь ... (дух) Мчится по полю ... (петух). Догнала его лисица — Полетел по ветру ... (пух).

Физминутка

Хомка-хомка, хомячок, Подметает Хомка хатку

Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.

Хомка раненько встает Раз, два, три, четыре, пять!

Щечки моет, шейку трет. Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют все движения хомяка.

10. Звуки х, х' в предложениях

Дети, чьи задания мы выполняли на сегодняшнем занятии? (Хрюши, Черепахи, Винни-Пуха.) А сейчас составим предложения со словами слониха, зайчиха, ежиха, петухи. У кого слоненок? У кого ежонок?

Дети составляют предложения разных конструкций.

11. Звуки х, х' в загадках и стихах

Хомка говорит, что может отгадать все наши загадки. Загадаем ему загадки. «Кто над нами вверх ногами?» Хомка говорит, что это потолок. Правильно ли он ответил? (Нет, это муха.)

В нашей кухне целый год Мягкий, пышный и душистый Дед Мороз в шкафу живет. Он и черный, он и белый,

(Холодильник.) Он и черный, он и белый,

(Хлеб.)

Назовите хлеб ласково. (Хлебушко.) Почему говорят: «Хлеб — всему голова!»

Ответы детей.

Какой звук вы услышали в отгадках? (Звук х.) Где вы услышали звук х в словах-отгадках? (В слове муха— в середине слова. В словах хлеб, холодильник— в начале слова.) А сейчас послушайте стихотворение о хомяке.

Хомяк зимою, в холод лютый Не хочет мерзнуть ни минуты. Хитрец холодною порой Храпит в хоромах под землей.

В Лунин

Дети повторяют стихотворение хором, называют слова со звуками х, х".

12. Чтение сказки Г. Юдина «Хомяк-хвастун»

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. «Хотите верьте, хотите нет, — начинал хомяк, — а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод — хуже нашего! Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли?" А он: "Хрю-хрю! Хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева». «Ух, ты!» — восхитились хомяки. «Иду себе дальше, — продолжает хомяк, — снег под ногами — хруст, хруст. Смотрю — лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом... я...» «Что, что потом?» — хором спросили хомяки. «Я... потом...» «Да не тяни же ты!» — взмолились хомяки. «Хорошенькое дело! — обиделся хомяк-хвастунишка. — Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел?» Дети пересказывают сказку.

Итог занятия

Тема «Звук и и буква и»

ПОХИЩЕНИЕ БУКВЫ Й БАБОЙ ЯГОЙ

Материал.Плоскостные изображения персонажей (Баба Яга, царь Еремей, стражник Авдей, царевны Несмеяна и Марьюшка,

Дюймовочка, Чудо-Юдо, Кощей), изображение ладьи, острова Буяна, ели; картинки серии Г.А. Каше.

Ход занятия

Оргмомент

Рассматривание картинки «Йог».

Кто это? Что он умеет делать? Сегодня нам предстоит трудное путешествие, потренируемся как йоги. Выполнение заданных движений.

Сообщение темы занятия

Фея сообщила мне плохую весть. Баба Яга похитила новую букву, с которой мы должны познакомиться. Нам надо ее найти. Прислушайтесь к словам фея, Яга, йог. Какой одинаковый звук вы услышали?

3. Характеристика звукай по артикуляционным и акустическим признакам

4. Произношение звукай в словах, развитие памяти,
фонематического восприятия

Фея Зеленого замка подарила нам план путешествия, по которому мы будем искать букву й. В путь!

По ходу занятия выставляются фигурки сказочных персонажей. Нас пропустит стражник Авдей, если мы произнесем пароль.

Значение слова пароль уточняется раньше.

Запомните и произнесите четыре слова: яблоко, лейка, муравей, майка.

Определение позиции звука й в словах. Стражник Авдей пропускает нас.

5. Произношение звукай в словах, развитие простран
ственной ориентировки

Авдей говорит: «Направо пойдете — в райский сад попадете, налево пойдете — к царю Еремею попадете».

Дети повторяют и показывают направления. Куда пойдем? (Направо!) Закройте глаза.

Выставляются иллюстрации из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». А теперь откройте глаза. Куда мы попали? (В райский сад.) В каком слове есть звук и? Кого мы встретили? (Дюймовочку.) Что мы ей скажем? (Здравствуй, Дюймовочка!) Подбор определений детьми.

Какая она? (Кудрявая, красивая, ласковая, нарядная.) Выставляются изображения птиц: соловья, воробья, попугая, юрка.

Назовите этих птиц. (Соловей, воробей, попугай, юрок.) В названии каких птиц звук й звучит в начале слова? В конце? Спросите, видела ли Дюймовочка букву й. Надевайте сапоги-скороходы. По плану наш путь лежит в царство царя Еремея. Определение наличия звука й и его позиции.

Дочь царя Еремея никогда не смеялась. Как ее зовут? (Несмеяна.) Где вы произнесли звук й в слове Несмеяна? Покажите, какое лицо было у Несмеяны. Вы можете ее рассмешить, если придумаете смешные предложения со словами лейка, майка, зайка, чайка.

6. Произношение звука й в предложениях-небылицах
Чтение строк из стихотворения А. Шибаева.

Синеет море перед нами, ,

Летают майки над волнами.

Чтение хором с последующей заменой звука м звуком ч в слове майка. Выделение слов со звуком й.

Засмеялась Несмеяна, понравились ей ваши предложения. О чем вы ее спросите? По плану мы должны пройти через царство Кощея.

Выставляется его изображение.

Изобразите мимикой страх перед Кощеем. Покажите, какой он злой и страшный. Прислушайтесь, здесь кто-то плачет. Это царевна Марьюшка в плену у Кощея. Изобразите плачущую Марьюшку.

Наши рекомендации