Тюменский государственный нефтегазовый университет. Философские вопросы развития профессионального и человеческого потенциала дизайнера
Философские вопросы развития профессионального и человеческого потенциала дизайнера
Современное техногенное общество и информационная среда ставят перед профессиональным дизайнером достаточно сложные и разноплановые вопросы.
Одним из важнейших условий и требований, предъявляемых к квалифицированному дизайнеру являются: сформированные компетенции, широкий культурный кругозор, эрудированность и осведомленность о новых инновационных технологиях и тенденциях в профессиональной сфере. Практически каждый день в областях производства, строительства, техники и технологии, отделки и относящихся к этой области узкоспециализированных компьютерных программ трехмерного моделирования, появляются новшества и усовершенствованные технические решения. В эпоху высоких технологий появляется и проявляется новое соотношение культуры и цивилизации, техники и гуманизма. Существует идеологемма, выявленная закономерность о соответствии высоких технологий высокому уровню гуманности. Однако, это трудно обнаружить на практике в этом реальном, интенсивном, агрессивном и даже, порой, жестоком мире. От современного дизайнера постоянно требуется находиться в курсе дел, так как в условиях современного рынка и конкуренции отставание может стоить ему не востребованности на рынке труда. Это ставит довольно жесткие временные условия и лишает специалиста уверенности в завтрашнем дне, подвергает сомнению его ранее приобретенные профессиональные качества и увеличивает стрессовое давление, которое часто граничит с депрессивным психологическим состоянием. Поэтому возникает риторический вопрос: не ставит ли подобный темп развития слишком жесткие рамки для специалиста, особенного творческого и художественного направления?
Также перед дизайнером встает довольно противоречивый выбор направления работы: с одной стороны развитие технологий диктует специфический внешний облик новой продукции, а с другой – противоречие между традиционной культурой и цивилизационными победами, разрешаясь в пользу последних, нивелирует, а порой и уничтожает культурное своеобразие региона, продукт становится безликим и унифицированным.
В противоположность этому, истинное творчество требует гармонии, созерцательности, сосредоточенности, тишины, если можно так выразиться «выстраданности», что труднодостижимо в таких условиях. В условиях диктата информационных технологий, масс-медиа, наслоения, смешения и ассимиляции культур человек, в том числе дизайнер, склонен к растерянности, сомнению. Ему сложно определиться с предметом творчества, сделать свой выбор, найти собственную идею и стиль. Кстати, идею не так просто найти при таком их изобилии в Интернет-ресурсах. Это также требует концентрации мысли, культуры мышления, понимания и отношения к предмету творчества, глубинного погружения в самые что ни на есть идеалистические системы, которые позволяют вплотную приблизиться к идеалу и к идеальному воплощению своей задумки, замысла. Поэтому очень важно не распыляться, погружаться как можно чаще и находиться как можно больше в идеалистических творческих системах с помощью саморегулирования, самооценки, самоанализа, самоидентификации и так далее, то есть обладать совершенным качеством – личностным самоуправлением. Дизайнер таким образом должен регулировать свою дяетельность, свои интересы, устремления, а самое главное, надо становиться самому высокодуховным, высококультурным человеком и самым совершенным профессионалом. Модель такого цельного, совершенного человека, профессионала тоже в настоящее время размыта, раздробленна, фрагментарна и открыта для дискурсивного диалога. Можно спорить и доказывать свою точку зрения, однако если в сознании не сформирована такая идеальная модель, то человек не знает каким быть, к чему стремиться, что делать. Он занимает выжидательную позицию, находится в поиске того стержня за который надо взяться и помощью которого необходимо удержаться, чтобы жизнь, как полноводная река не несла его по течению. Он должен всегда находиться как бы в нескольких параллельных мирах, что также задерживает его самоопределение и, следовательно, самореализацию человеческого и профессионального потенциала. Таким стержнем, основой, фундаментом, идеалом, культом всегда являлась и является традиция, как сохранение культуры. Если есть традиция – есть культура, есть культура – есть народ-этнос. Когда традиция актуализируется, тогда культура возвышается, развивается, как и сам народ-этнос. Однако трудно это заметить в современном мире и обществе, поэтому неслучайно на рубеже веков зародилась новая, особая наука – аквариология, которая занимается изучением человека нового тысячелетия. Какой он есть в этом глобальном мире, каким должен быть в настоящем и будущем обществе, чтобы сохранить и себя, и все человечество, и этот бренный и в тоже время, чудесный мир.
Очень многие российские города сталкиваются сегодня с проблемой потери эстетической уникальности и выразительной связи с историческим наследием, что накладывает отпечаток и на социальную идентификацию жителей и в целом отмечается как негативное явление. В сложившихся условиях должен ли дизайнер в своей работе опираться на культурную среду, и, если «да», то в какой степени это возможно без ущерба восприятию, технологиям и эргономике?
Также в обществе назревает вопрос создания позитивного облика дизайнера в медиа-пространстве и проблема обесценивания художественного образования. С приходом компьютерной эры доступ к специфическим профессиональным программам получили практически все рядовые пользователи, вследствие чего профессиональная среда столкнулась с конкуренцией со стороны непрофессионалов, существенно понизивших ценовую и временную планки, а также создав своеобразную медиа-среду «мещанского дизайна», не заботясь о последствиях кустарно выполненной работы. Вследствие вышеупомянутых факторов, общество стало относиться к дизайну, как к чему-то, что умеет каждый второй, для чего не требуется обучение, овладение базовыми художественными навыками и основами академической живописи и рисунка. Профессия довольно сильно потеряла в престиже и для многих превратилась в интересное хобби. Вопрос профессионального авторитета также на сегодняшний день является проблемой квалифицированного специалиста, а поэтому угрозы и риски в трудоустройстве дизайнеров в условиях кризиса максимально возрастают.
В футурологическом аспекте перспективы развития профессионального потенциала дизайнера крайне актуальны, поскольку такой высококвалифицированный и творческий специалист ориентирован на добродетельное благополучие, счастье, культуру, красоту и совершенство человечества.