Организация обучения и присваиваемые квалификации. Система образования Алжира состоит из следующих основных ступеней:
Система образования Алжира состоит из следующих основных ступеней:
начальное образование длительностью шесть лет;
среднее образование длительностьюот четырех (неполное) до семи (полное) лет;
высшее и послесреднее образование длительностьюотдвух до шестилет.
Для поступления в высшие учебные заведения Алжира необходимо свидетельство о полном среднем образовании (Baccalaureat), выдаваемое после окончания лицея. Вступительные экзамены не проводятся, однако прием на некоторые специальности осуществляется на основании конкурса по итогам учебы в лицее. Обычно требуется, чтобы специализация последних трех лет обучения в лицее соответствовала профилю вуза.
Основу высшей школы страны остаются университеты. К наиболее крупным университетам относятся: Алжирский университет (Universite d'Alger), Научно-технологический университет имени (Universite des Sciences et de la Technologie), Университет г. Константина (Universite de Constantine), Университет г.Оран (Universite d'Oran), Университет г.Аннаба (Universite d’Annaba).
К системе высшего образования Алжира относятся также специализированные институты и высшие школы, не входящие в состав университетов и подчиненные, как правило, отраслевым министерствам. В большинстве своем это так называемые послесредние учебные заведения, в которых ведется подготовка специалистов среднего звена со сроками обучения от двух до четырех лет. Вместе с тем в этой группе имеется несколько учебных заведений, являющихся полноправными вузами. В их числе основные сельскохозяйственные вузы страны: Национальный агрономический институт (Institut National Agronomique) и Национальная ветеринарная школа (Ecole Nationale Veterinaire).
Специализированные институты и школы не образуют, таким образом, единой группы учебных заведений, которую можно было бы однозначно классифицировать по уровню. Общим для них является лишь относительно четко выраженная специализация подготовки, соответствующая названию учебного заведения.
Обучение в университетах Алжира организовано таким образом, что специализация начинается лишь на последних курсах, а распределение студентов по профилям подготовки происходит постепенно, по мере перехода с одного курса на другой. Как правило, на младших курсах учебный процесс осуществляется в рамках так называемых «общих стволов» (tronc commun), т. е. базовых циклов с единой для всех учебной программой. В них объединяются студенты, будущие специальности которых близки и могут быть освоены на единой фундаментальной основе. Так функционируют, например, рассчитанные на один год естественно-научные базовые циклы для студентов, изучающих физику, химию или математику. Будущие врачи и фармацевты также занимаются совместно в течение первого года обучения.
На два года рассчитаны технологические базовые циклы, общие для всех инженерных специальностей, базовые циклы для экономических специальностей, для юридических, социологических и др. В сельскохозяйственных вузах длительность базовых циклов составляет три года.
После прохождения базового цикла происходит распределение студентов по направлениям подготовки (filiere), соответствующим определенным специальностям. Сроки и организация дальнейшего обучения различны для разных групп специальностей, соответственно чему имеется и несколько видов дипломов о высшем образовании, уровни которых неоднозначны.
В естественно-научных институтах алжирских университетов по окончании годичного базового цикла обычно происходит разделение студентов на два направления подготовки: педагогическое и научное. В первом случае обучение, общая длительность которого составляет три года и включает в себя длительную педагогическую практику, завершается получением профессиональных степени и диплома преподавателя средней школы. Во втором случае подготовка, на которую в целом отводится четыре года, посвящается углубленному изучению конкретной естественно-научной дисциплины и заканчивается получением диплома о высшем образовании в соответствующей области.
Дипломы аналогичных уровней выдаются также институтами гуманитарного профиля. В институтах филологии и арабистики при этом функционируют, как правило, только трехлетние отделения по подготовке преподавателей средней школы по таким дисциплинам, как арабский язык и литература, история, иностранные языки. В институтах социальных наук и психологии, которые не готовят преподавателей, после четырех лет обучения присуждается степень лиценциата по соответствующей специальности.
Получением степени лиценциата заканчивается также курс обучения во входящих в состав университетов институтах экономических и юридических наук, а также в институтах информации и библиотековедения. В этих учебных заведениях, как и в институтах социальных наук и психологии, двухлетний базовый цикл сопровождается двумя годами специализации.
Подготовка специалистов для системы здравоохранения осуществляется в медицинских институтах, в которых организовано обучение по следующим специальностям: «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация» и «Биохимия». Для первой из них общий срок подготовки составляет шесть лет изаканчивается присвоением профессионального звания доктора медицины. Для остальных медицинских специальностей курс обучения длится четыре года и завершается получением профессионального диплома.
Инженерная подготовка в Алжире разбивается на три этапа. Первый из них — так называемый технологический базовый цикл с единой для всех инженерных специальностей программой, рассчитанной на два года.
Второй этап представляет собой одногодичный цикл общеинженерной подготовки, содержание которой определяется учебными планами, едиными для каждой инженерной специальности.
Заключительный этап (четвертый и пятый годы обучения) целиком посвящается специализации. Обычно в рамках той или иной специальности имеется три-четыре специализации (option).
Наряду с описанной выше схемой подготовки дипломированных инженеров, осуществляемой в вузах с пятилетним сроком обучения, в Алжире имеются послесредние учебные заведения, где ведется подготовка технических специалистов более низкого уровня, так называемых прикладных инженеров и старших техников, со сроком обучения четыре-четыре с половиной и два-два с половиной года соответственно.
В университетах осуществляется подготовка научно-педагогических кадров на уровне диплома магистра. Эта квалификация с едиными для всех специальностей требованиями вводится взамен неоднозначных дипломов и степеней третьего цикла высшего образования, присуждавшихся некоторыми университетами.
Для обучения на уровне магистра допускаются лица, обладающие степенью лиценциата или дипломом инженера (соответственно избранной специальности) при условии высокой успеваемости на последних курсах. Общий срок подготовки составляет от двух до трех лет, из которых первый год посвящается теоретическим занятиям, а второй — выполнению исследовательской работы. По итогам первого года учащиеся обязаны сдать экзамены, по итогам второго — написать и защитить дипломную работу. В программу подготовки магистра включено также изучение методологических и педагогических дисциплин и прохождение педагогической практики в вузе.
Степень лиценциата по преподаванию (Licence d'enseignement), присуждаемая естественно-научными и гуманитарными институтами после трех лет обучения, является документом, дающим право на преподавание определенной дисциплины в средней школе. Соответствующая дисциплина при этом вписывается в название диплома, например степень лиценциата по преподаванию математики (Licence d'enseignement des mathematiques).
Степень лиценциата (Licence), присуждаемая после четырех лет обучения по социально-экономическим, юридическим, гуманитарным и некоторым другим специальностям, является основным дипломом о высшем университетском образовании. В нем указываются названия специальности и специализация, если последняя имела место, например степень лиценциата по социологии; специализация — демография (Licence de Sociologie. Option: Demographie).
Для естественно-научных специальностей четырехлетняя подготовка завершается получением эквивалентного диплома о высшем образовании в соответствующей области знаний, например диплом о высшем образовании по физике; специализация— физика твердого тела (Diplôme d'Etudes Superieures en Physique. Option: Physique du Solide).
Диплом инженера (Diplôme d'Ingenieur) или государственный диплом инженера (Diplôme d'Etat d'Ingenieur) с указанием специальности и специализации выдается в результате пятилетней подготовки в инженерных вузах и в некоторых естественно-научных институтах.
После пяти лет обучения выдаются также эквивалентные дипломы: диплом инженера-агронома (Diplôme d'Ingenieur agronome), диплом ветеринарного врача (Diplôme de Docteur Veterinaire), диплом архитектора (Diplôme d'Architecte).
Более низкими по уровню являются выдаваемые после четырех-четырех с половиной лет обучения некоторыми послесредними учебными заведениями диплом «прикладного» инженера (Diplôme d'Ingenieur d'Application) и диплом инженера—производителя работ (Diplôme d'Ingenieur des Travaux).
Профессиональный диплом доктора медицины (Diplôme de Docteur en Medecine) выдается после шести лет обучения, в то время как для получения диплома хирурга-стоматолога (Diplôme de Chirurgien-Dentiste) и диплома фармацевта (Diplôme de Pharmacien) требуется четыре года обучения.
Диплом магистра (Diplôme de Magister) является самым высоким по уровню среди алжирских дипломов о высшем образовании. Для его получения требуется успешно завершить рассчитанный на два-три года курс специальной учебной и научной подготовки, осуществляемой на базе степени лиценциата или диплома инженера.
Степень доктора (Doctorat) является высшей научной квалификацией, которая может быть присвоена университетами лицам, имеющим диплом магистра или эквивалентный ему и выполнившим оригинальные научные исследования, результаты которых оформляются в форме диссертационной работы.
Ангола
- Общая схема уровней образования и получения квалификаций
2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.
Количество студентов на 10 тыс. населения | |
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97) | |
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО) | . . . |
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) | . . . |