VI. Пояснительный материал
Все вы знаете такой рабочий материал для уроков труда, как пластилин — это искусственно созданный материал на основе воска, специально предназначенный для лепки разных предметов. А пластилином пользуется много людей, и не только детей, которые занимаются лепкой в детских садах, дома и в школе. Но с этим материалом еще работают и взрослые люди, те же скульпторы. Когда архитекторы и скульпторы придумывают разные виды украшений для фасадов домов и квартир, то сначала из пластилина лепят маленькие модели декоративных частей, а то и целых статуй. Прежде чем установить их на стенах зданий, в садах и парках, скульптор представляет маленький вариант своего будущего творения для того, чтобы с этим образцом познакомились все желающие. А уж потом большой памятник или скульптура отливается в металле или вырубается в камне.
— Какими свойствами обладает материал под названием пластилин? (Пластилин пластичный, мягкий, он способен принимать любую форму.)
Да, пластилин податливый настолько, что работать с ним можно просто голыми руками. Не нужны ни молоток, ни другие тяжелые инструменты. Кроме того, благодаря мягкости этого материала у юного скульптора есть возможность вносить поправки » готовое изделие из пластилина, корректировать его.
Все вы много раз видели детскую телевизионную передачу «Спокойной ночи, малыши». Она начинается и заканчивается мультипликационными заставками, в которых все детали сделаны из пластилина. Так из знакомого всем с детства материала можно смастерить маленькое чудо.
Есть еще один очень хороший мультфильм, который так и называется — «Пластилиновая ворона». Весь этот мультфильм, в котором три разных сюжета, тоже сделан на основе пластилиновой техники. Вот, оказывается, как широко можно использовать обычный пластилин.
Но у пластилина есть один недостаток — он не любит излишнего тепла. Например, если готовую поделку поставить близко у источника тепла и света — даже под простой настольной лампой, — то поделка может нагреться и растаять, как весенний снег, потерять свою форму. Поэтому готовые поделки из этого материала надо хранить в прохладном месте.
— В каких профессиях используют пластилин?
— Какие достоинства есть у пластилина?
— Какие недостатки есть у пластилина?
VII. Задание для самостоятельной работы
Прежде чем приступить к самостоятельной работе, вы, конечно, должны подумать — какие образы вам хочется воплотить в своей скульптуре. Возможно, что кто-то из вас приступит к сознанию образа любимого сказочного героя. Давайте тогда для начала попытаемся вспомнить некоторых из этих героев. Ведь необходимо показать облик героя и его позу — как стоит или движется. Прошу вас встать. Сейчас я буду называть имя героя. Ваша задача — передать в движении или в позе его облик.
(Педагог называет имя героя, школьники показывают его движения.)
Иван-царевич скачет верхом на Сивке-Бурке.
(Руки вытянуты вперед, словно держат уздечку коня, исполняются легкие полуприседания на обеих ногах.)
Летит Жар-птица.
(Легкий бег на месте на полупальцах. При этом руки, имитирующие крылья, вытянуты вверх и выполняют перекручивающие действия кистями.)
Идет Василиса Прекрасная.
(Движение легкими маленькими шагами на полупальцах. Корпус максимально вытянут вверх, подбородок приподнят, глаза опущены.)
Шагает в кукольный театр Буратино.
(Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, глаза округлены, ходьба утрированная, с высоким подниманием колена и зафиксированной стопой.)
Идет по лесу Мишка косолапый.
(Голова опущена, руки округлены, ступни ног повернуты вовнутрь, ходьба вразвалочку.)
Летят гуси-лебеди.
(Легкий бег на месте на полупальцах, руки вытянуты в стороны, шея вытянута вперед.)
Идут мелкими шажками гномы.
(Корпус согнут, голова и руки прижаты к корпусу, короткие шаги на месте.)
Скачет лягушка-квакушка.
(Руки согнуты в локтях, подняты вверх, пальцы рук раставлены, глаза округлены, полуприседания на месте.)
Шагает оловянный солдатик.
(Четкий вытянутый корпус, руки опущены, одна согнута, словно держит ружье, активное марширование на месте.)
Вы вспомнили некоторых героев известных народных и авторских сказок. Выберите вашего любимого персонажа и подумайте, в какой момент вы его хотите запечатлеть.
Какое у него будет настроение? Какая у него должна быть поза? Словом, вам придется ответить на целый ряд вопросов, и это — начало вашей творческой работы над собственной скульптурой.
(Школьники приступают к выполнению самостоятельной работы).
VIII. Физкультминутка
Продолжим выполнение физкультминуток, связанных с Днем Победы. Но пусть сначала прозвучит монтаж по стихотворению поэта В. Маяковского «Возьмем винтовки новые».
(Чтецы поочередно исполняют строфы стихотворения.)
Чтец 1 . Возьмем винтовки новые,
на штык флажки!
И с песнею в стрелковые пойдем кружки.
Раз, два! Все в ряд! Вперед, отряд!
Чтец 2 . Бесшумною разведкою —
тиха нога —
За камнем и за веткою найдем врага.
Ползу день-ночь моим помочь.
Ч т е ц 3 . И если двинет армии
страна моя —
Мы будем санитарами во всех боях.
Ранят в лесу, к своим снесу.
Давайте проведем игру «Военный парад». Нам в этом поможет маршевая музыка. Я буду показывать нам движения, которые выполняют военные во время праздничного парада, а вы постарайтесь их повторять как можно точнее.
(При проведении игры можно использовать запись маршевой музыки.)
(Педагог показывает движения, школьники повторяют.)
1. Педагог делает шаг правой ногой вперед, затем приставляет к ней левую.
2. Педагог делает шаг правой ногой обратно назад, затем приставляет к ней левую.
3. Педагог делает шаг правой ногой вперед, одновременно приставляя правую ладонь к голове — «отдавая честь». Затем, не опуская ладони, приставляет левую ногу.
4. Педагог делает шаг правой ногой назад, одновременно опуская руку вниз, затем приставляет левую ногу.
5. Педагог и школьники маршируют на месте, энергично размахивая руками.
(Движения повторяют несколько раз.)