Логика творческого поиска и его основания
ISBN
ЛЕКЦИЯ №1
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
План:
1. Наука как сфера человеческой деятельности:
- объект науки;
- предмет науки;
- категориальный аппарат науки;
- назначение психолого-педагогических наук.
2. Педагогика и психология в системе наук о человеке:
- объекты и типы связей различных наук;
- уровни научного исследования в образовании;
- основные характеристики научного исследования.
3. Методы психолого-педагогического исследования:
- понятие метода;
- классификация методов исследования.
Лекция-визуализация – это лекция, представляющая собой подачу лекционного материала с помощью технических средств обучения (аудио- и /или видеотехники). Основной целью лекции-визуализации является формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму.
Этот вид лекции наиболее эффективен на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.
Глоссарий:
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Законы в науке – являются отражением законов объективного мира и выражают внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями и процессами.
Интеграция – состояние внутренней целостности культуры и согласованности между различными ее элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование.
Комплементарность – соответствие, составление с чем-то другим некого нового объекта, имеющего новые свойства
Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения.
Критерии – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Наряду с собственными критериями оценки образовательных систем, явлений, процессов психолого-педагогические науки пользуются критериями, разработанными другими науками. Как правило, в рамках одного исследования часть критериев — оригинальные, часть заимствована из философии, социологии, теории управления и других наук.
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.
Объект исследования – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.
Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).
Объект психологии – это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.
Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.
Предмет педагогики – выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите признаки науки.
2. Назовите термины, используемые в психолого-педагогической науке.
3. Что составляет категориальный аппарат педагогической науки.
4. Назовите характеристики научного исследования.
5. Приведите примеры типа связей «взаимовлияние» и «взаимодействие».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Технология проблемного обучения – технология, в которой обеспечивается создание в сознании студентов под руководством преподавателя проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей (Д.В. Чернилевский).
Предназначение технологии проблемного обучения – стимулирование поисковой самостоятельной деятельности студентов как субъектов учебного процесса, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.
Ход занятия:
Предлагаются проблемы для обсуждения:
1. В чем актуальность вашего исследования:
- в научном плане;
- в социальном плане;
- в практике.
2. Почему именно этот аспект проблемы актуален в настоящее время?
Результат: выступление студентов с обоснованием актуальности диссертационного исследования.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2-3
ЛОГИКА ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА И ЕГО ОСНОВАНИЯ
Практическое занятие в форме беседы предполагает максимальное включение студентов в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога.
Ход занятия:
Аудитории предлагаются вопросы для беседы:
1. Творческое ядро исследования (факты, идеи, замысел, гипотеза).
2. Характерные черты творческого процесса.
3. Можно ли предложить алгоритм творчества, технологию открытий?
4. Основные характеристики научного исследования.
Результат:студентыформулируют аппарат собственного научного исследования (устно) и по предложенной теме преподавателем теме формулируют научный аппарат.
Глоссарий:
Гипотеза исследования – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.
Методы исследования – это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование.
Научные исследования – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.
Объект исследования – носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания
Организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.
Предмет исследования – включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению
Проблема исследования – это несоответствие, противоречие между желаемым и действительным.
Теоретический уровень исследования – концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов.
Эмпирический уровень исследования – направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента.
ЛЕКЦИЯ №2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
План:
1. Логика организации психолого-педагогического исследования:
- подготовительный этап;
- планирование исследовательских действий;
- эмпирические методы исследования;
- требования к эмпирическим методам;
- наблюдение;
- контент-анализ;
- сбор эмпирических данных;
- анализ эмпирических данных;
- формулирование выводов и заключения.
2. Теоретические методы исследования:
- интерпретация как метод психолого-педагогического исследования;
- анализ и синтез;
- индукция и дедукция;
- другие методы теоретического исследования.
3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании:
- понятие моделирования;
- роль моделирования в исследовании;
- система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
Лекция-консультация–лекция, в которой преподаватель излагает материал по важным проблемам практической направленности, включая студентов в активное обсуждение проблемы с помощью формулируемых ими вопросов по проблеме.
Глоссарий:
Анализ – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.
Дедукция - метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего
Диагностическая методика – это оценочная практика, направленная на обследование объекта с целью усовершенствования форм и методов его работы.
Идеализация – это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле.
Индукция –метод мышления, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему.
Интерпретация – работа мышления, состоящая в раскрытии уровней значения и расшифровке смысла какого-либо явления, события или текста, процесс разъяснения и толкования их.
Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Моделирование – метод исследования строения и свойств оригинала с помощью модели.
Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Наблюдение – это способ получения информации, предполагающий непосредственную регистрацию наблюдателем происходящих событий
Синтез – метод научного исследования, в основе которого лежит процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
Эмпирические данные – это данные полученные опытным путем.
Эмпирические методы исследования – это способы добывания и обработки эмпирических данных, их систематизация, получение фактов и эмпирических законов, а также проверки гипотез и теорий.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите векторы обоснования актуальности исследования.
2. Какие виды гипотез Вы знаете?
3. Назовите варианты интерпретации понятий
4. Назовите этапы планирования исследований.
5. Перечислите требования к методу «наблюдение».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4