Логика творческого поиска и его основания

ISBN

ЛЕКЦИЯ №1

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

План:

1. Наука как сфера человеческой деятельности:

- объект науки;

- предмет науки;

- категориальный аппарат науки;

- назначение психолого-педагогических наук.

2. Педагогика и психология в системе наук о человеке:

- объекты и типы связей различных наук;

- уровни научного исследования в образовании;

- основные характеристики научного исследования.

3. Методы психолого-педагогического исследования:

- понятие метода;

- классификация методов исследования.

Лекция-визуализация – это лекция, представляющая собой подачу лекционного материала с помощью технических средств обучения (аудио- и /или видеотехники). Основной целью лекции-визуализации является формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму.

Этот вид лекции наиболее эффективен на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

Глоссарий:

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Законы в науке – являются отражением законов объективного мира и выражают внут­ренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями и процессами.

Интеграция – состояние внутренней целостности культуры и согласованности между различными ее элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование.

Комплементарность – соответствие, составление с чем-то другим некого нового объекта, имеющего новые свойства

Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения.

Критерии – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Наряду с собственными критериями оценки образовательных систем, явлений, процессов психолого-педагогические науки пользуются критериями, разработанными другими науками. Как правило, в рамках одного исследования часть критериев — оригинальные, часть за­имствована из философии, социологии, теории управления и других наук.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

Объект исследования – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.

Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).

Объект психологии – это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.

Предмет педагогики – выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите признаки науки.

2. Назовите термины, используемые в психолого-педагогической науке.

3. Что составляет категориальный аппарат педагогической науки.

4. Назовите характеристики научного исследования.

5. Приведите примеры типа связей «взаимовлияние» и «взаимодействие».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВВЕДЕНИЕ В КУРС

Технология проблемного обучения – технология, в которой обеспечивается создание в сознании студентов под руководством преподавателя проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей (Д.В. Чернилевский).

Предназначение технологии проблемного обучения – стимулирование поисковой самостоятельной деятельности студентов как субъектов учебного процесса, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.

Ход занятия:

Предлагаются проблемы для обсуждения:

1. В чем актуальность вашего исследования:

- в научном плане;

- в социальном плане;

- в практике.

2. Почему именно этот аспект проблемы актуален в настоящее время?

Результат: выступление студентов с обоснованием актуальности диссертационного исследования.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2-3

ЛОГИКА ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА И ЕГО ОСНОВАНИЯ

Практическое занятие в форме беседы предполагает максимальное включение студентов в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога.

Ход занятия:

Аудитории предлагаются вопросы для беседы:

1. Творческое ядро исследования (факты, идеи, замысел, гипотеза).

2. Характерные черты творческого процесса.

3. Можно ли предложить алгоритм творчества, технологию открытий?

4. Основные характеристики научного исследования.

Результат:студентыформулируют аппарат собственного научного исследования (устно) и по предложенной теме преподавателем теме формулируют научный аппарат.

Глоссарий:

Гипотеза исследования – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.

Методы исследования – это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование.

Научные исследования – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объ­екта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Объект исследования – носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания

Организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.

Предмет исследования – включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению

Проблема исследования – это несоответствие, противоречие между желаемым и действительным.

Теоретический уровень исследования – концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов.

Эмпирический уровень исследования – направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента.

ЛЕКЦИЯ №2

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

План:

1. Логика организации психолого-педагогического исследования:

- подготовительный этап;

- планирование исследовательских действий;

- эмпирические методы исследования;

- требования к эмпирическим методам;

- наблюдение;

- контент-анализ;

- сбор эмпирических данных;

- анализ эмпирических данных;

- формулирование выводов и заключения.

2. Теоретические методы исследования:

- интерпретация как метод психолого-педагогического исследования;

- анализ и синтез;

- индукция и дедукция;

- другие методы теоретического исследования.

3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании:

- понятие моделирования;

- роль моделирования в исследовании;

- система моделей в психолого-педагогическом исследовании.

Лекция-консультация–лекция, в которой преподаватель излагает материал по важным проблемам практической направленности, включая студентов в активное обсуждение проблемы с помощью формулируемых ими вопросов по проблеме.

Глоссарий:

Анализ – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Дедукция - метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего

Диагностическая методика – это оценочная практика, направленная на обследование объекта с целью усовершенствования форм и методов его работы.

Идеализация – это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле.

Индукция –метод мышления, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему.

Интерпретация – работа мышления, состоящая в раскрытии уровней значения и расшифровке смысла какого-либо явления, события или текста, процесс разъяснения и толкования их.

Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Моделирование – метод исследования строения и свойств оригинала с помощью модели.

Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Наблюдение – это способ получения информации, предполагающий непосредственную регистрацию наблюдателем происходящих событий

Синтез – метод научного исследования, в основе которого лежит процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Эмпирические данные – это данные полученные опытным путем.

Эмпирические методы исследования – это способы добывания и обработки эмпирических данных, их систематизация, получение фактов и эмпирических законов, а также проверки гипотез и теорий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите векторы обоснования актуальности исследования.

2. Какие виды гипотез Вы знаете?

3. Назовите варианты интерпретации понятий

4. Назовите этапы планирования исследований.

5. Перечислите требования к методу «наблюдение».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Наши рекомендации