Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической
Практический материал
Для изучения детско – родительских отношений
Нижний Тагил
Практический материал для изучения детско-родительских отношений / Составитель Доброродная Л.Ю., преподаватель психологии ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1 », Нижний Тагил, 2016, 23с.
В данном пособии подобраны практические материалы для изучения особенностей детско – родительских отношений: стиль семейного воспитания, позиции родителей, типы родительской любви, педагогическая культура родителей, роль отца в семье, комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей, положение субъекта в системе межличностных отношений.
Примерные вопросы к беседе с родителями:
1. Состав семьи.
2. Место работы родителей.
3. Как семья предпочитает проводить свободное время?
4. Чем увлекаются члены семьи?
5. Как складываются отношения между детьми в семье?
6. Как разрешаются конфликты в семье?
7. Применяются ли к детям какие-либо наказания? Если да, то какие именно?
8. Какие виды поощрений приняты в семье?
9. Испытываете ли Вы трудности в воспитании ребенка?
10. Нужна ли вам помощь детского сада? Какая именно?
Анкета 1
Цель: изучение особенностей проявления нравственных чувств ребенка.
1. Замечает ли ваш ребенок боль и радость другого человека? Понимает ли он «язык эмоций, язык чувств», т.е. может ли по выражению лица, по жестам, позам, интонации более или менее верно определить состояние другого человека?
2. Как он выражает свое сочувствие: только на словах или пытается помочь?
3. Умеет ли он радоваться успехам своих близких: взрослых и маленьких, ребят в детском саду и во дворе или же проявляет зависть?
4. Часто ли обижается ваш ребенок? Достаточно ли обоснованы его обиды?
5. Умеет ли он держать свое слово и чувствовать себя ответственным, если взялся за какое-то дело?
6. Умеет ли он проявлять жалость, сострадание, приласкать, погладить, утешить, отвлечь, подбирает ли при этом нужные, искренние слова?
7. Знает ли ваш ребенок нормы и правила поведения?
Анкета 2
Цель: выявить предрасположенность родителей к «актерам» или «режиссерам», к повторению (не повторению) опыта воспитания.
1. Как вы оцениваете воспитание, которое получили сами? Кто вас воспитывал?
2. Лучше или хуже, чем вас родители, воспитываете вы детей?
3. В чем заключается на ваш взгляд родительское счастье?
4. Какие поощрения и наказания вы чаще всего используете? Какова их перспектива?
5. Правильно ли поступают родители, которые учат «давать сдачи»?
6. Всегда ли у вас едины требования к ребенку?
7. Как вы добиваетесь взаимопонимания в этом вопросе?
Анкета 3
Цель: выявить наличие единых требований в воспитании ребенка.
1. В чем заключалось ваше воспитание в дошкольном возрасте?
2. Чем отличается ваше воспитание от того, как воспитывали вас?
3. Как вы наказываете детей?
4. Как вы поощряете детей?
5. Что вам представляется более «эффективным» - поощрение или наказание?
6. В чем проявляется «эффективность» с точки зрения воспитания?
7. Учите ли вы своего ребенка «давать сдачи»?
8. Советуетесь ли вы с кем- либо, собираясь предъявить какое-либо требование ребенку?
9. Есть ли у вас взаимопонимание с другими членами семьи по поводу требований к ребенку?
Анкета 4
Цель: выявить уровень компетенции родителей в вопросах воспитания ребенка.
1. Перечислите те проявления в поведении вашего ребенка, которые вы оценивает словом «Хорошо»:
1. 4.
2. 5.
3. 6.
2. Перечислите те проявления в поведении ребенка, которые вы оцениваете словом «Плохо»:
1. 4.
2. 5.
3. 6.
3. Всегда ли ваши оценки «плохо -хорошо» совпадают с мнением вашего ребенка?
Подчеркните - всегда, иногда, чаще всего, изредка, никогда.
4. Какие нормы поведения вы считаете усвоенными вашим ребенком? Подчеркните – послушен, убирает игрушки, самостоятельно умывается, говорит «спасибо», здоровается без напоминания, жалеет бабушку, дедушку, делится лакомствами с родителями, с друзьями, играет со сверстниками не ссорясь, моет посуду после себя, помогает маме, изобретателен в играх., просит прощения, если обидел, не капризничает, собираясь в детский сад, когда что-нибудь просит, говорит «пожалуйста», понимает слово «нельзя», просит разрешения, если хочет что-нибудь взять, бережно обращается с книгами, перед сном умывается и чистит зубы без напоминания, сам стелет постель.
5. Как вы наказываете ребенка?
6. Как вы поощряете ребенка?
7. Что вы разрешаете ребенку?
8. Что вы запрещаете ребенку?
9. Чего боится ваш ребенок?
10. Как отвечает ваш ребенок на запрет? Подчеркните – соглашается, тихонько делает по-своему, упрямится, ревет (добавьте иное)
Анкета 5
Цель: выяснить роль сказки в семье ребенка.
1. Есть ли у вашего ребенка дома книжный уголок?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Перечислите авторов, чьи книжки имеются в книжном уголке?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Бережет ли ваш ребенок книги? Принимает ли участие в их починке?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Любят ли книги в вашей семье?---------------------------------------------------------------
5. Читаете ли вы книги всей семьей?------------------------------------------------------------
6. Как часто вы читаете своему ребенку? Беседуете ли по прочитанному?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7. Рассуждаете ли после чтения, чему учит сказка, рассказ?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Анкета 6
(для бабушек и дедушек)
Цель: выяснить особенности взаимоотношений разных поколений в семье.
1. Заботятся ли ваши дети о вас, родителях? Готовы ли прийти на помощь?
2. Старшие уверены, что плохого своим детям не посоветуют. Всегда ли так бывает?
3. В чем вы усматриваете ошибки молодых родителей в воспитании детей? что бы вы им посоветовали?
4. Как вы считаете: чего не хватает современным детям: родительской ласки или требовательности?
5. В чем должна заключаться мудрость родительской любви и ласки?
6. Все ли вы сделали, чтобы подготовить своих детей к семейной жизни?
Анкета 7 1. Ваш ребёнок при получении оценки взрослого, как правило: а) переживает, волнуется, реагирует эмоционально; б) спокоен в своих реакциях по поводу оценки, не переживает; в) переживает только тогда; г) совсем равнодушен. 2. Оказывают ли влияние оценки Вашего ребёнка на а) ваше собственное настроение ДА НЕТ б) на отношение в семье ДА НЕТ 3. Как Вы реагируете на полученные Вашим ребёнком отрицательные оценки воспитателя: 4. Наказываете ли его в этом случае? 5. Как поощряете за успехи? 6. Всегда ли Ваш ребёнок знает, за что высказана та или иная оценка? 7. Мотивируют ли воспитатели высказанные Вашему ребёнку оценки? Анкета 8 Достаточно ли Вы осведомлены о жизни Вашего ребёнка в ДОУ? Сколько времени уделяете ребёнку ежедневно? Сколько времени уделяете ему в выходные и праздничные дни? Обращаетесь ли Вы к воспитателю за советом в проблемных ситуациях? Удовлетворяет ли Вас работа ДОУ? Ваши предложения по улучшению работы. На всех ли родительских собраниях Вы бываете? Устраивает ли Вас характер разговора на них? По каким вопросам воспитания детей Вы могли бы поделиться с опытом? Устраивает ли Вас организация питания в ДОУ? Ваши предложения. Устраивает ли Вас взаимоотношения Вашего ребёнка с детьми? Ваши пожелания. Анкета 9 Цель: выявить уровень педагогической культуры родителей и формы взаимодействия семьи и ДОУ(нужное подчеркнуть) Ваше мнение о степени педагогической подготовленности к воспитанию детей в семье? а) вполне достаточное; б) не совсем достаточное; в) недостаточное; г) затрудняюсь ответить. Наиболее важные для Вас источники пополнения педагогических знаний: а) индивидуальные консультации б) посещение занятий для родителей в ДОУ по вопросам воспитания детей; в) передачи по радио и телевидению; г) материалы газет и журналов; д) специальная педагогическая литература; е) другие источники. В каких случаях Вы посещаетеДОУ? а) приходите на собрания, лекции, практические занятия; б) являетесь по вызову воспитателя; в) сами обращаетесь к воспитателю за советом; г) участвуете в воспитательных делах группы; д) другие причины. Наиболее рациональным в работе ДОУ с родителями Вы считаете проведение: а) родительских собраний; б) лекций, бесед; в) индивидуальных консультаций; г) практических занятий. ТЕСТ "ХОРОШИЙ ЛИ ТЫ ОТЕЦ?"
Результаты теста. Если, сложив все цифры, полученные за ответы на вопросы, сумма будет: 130 – ты идеальный отец (настолько идеальный, что мы сомневаемся, на все ли вопросы ты ответил искренне). 100-129 – ты очень хороший отец, сознающий важность своих обязанностей. 80-99 – в общем, ты хороший отец, хотя допускаешь ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей. 60-79 – к сожалению, во многих вопросах ты оказываешься неважным отцом. По-видимому, твои дети не чувствуют себя с тобой достаточно хорошо. Менее 59 – увы… Ты непоследователен в своих делах и поступках, слишком часто "иногда" делаешь то, что должен делать постоянно или делаешь постоянно то, чего не должен делать вообще. Дети не знают, когда и в чем они могут рассчитывать на тебя. Менее 30 – мы сочувствуем твоим детям. |
Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической