Обследование строения и двигательных функций артик аппарата. Обследов-е состояния мимической мускулат-ры.
Основными органами арт-ии явл-ся язык. Губы, челюсть (верх и нижн-яя), тверд и мягк небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягк небо и нижн челюсть явл-ся подвижн, остальные нподвижные. Язык –массивный орган, при сомкнут челюстях он заполн весь рот, передн часть яз-а подвижна, задняя носит назван корны яз-а. В подвижн части различ-ют кончик, передн край (лезвие), боков краяи спинку. Артикуляция состоит в том, что перечисленн органы образуют щели или смычки, возникающие при приближении или прикоснов-и яз-а к небу, альвеолам
Обследов-е строен яз-ка-микрогласия, макрогласия, норма, вып-ет ли яз-к тонкие дифференцир движен-я, удерживает движ или нет.
Обслед строен подъяз уздеч-укорочен-я, подвижн, малоподвиж-ая, отсутствие., выполнен яз-ом движен к твердому небу, удерживает, переключается легко или нет
Обслед строен челюстей-прогения, прогнатия.передн открыт, передн боковой, норма.
Обследов строен зубов-большие рашелены м-у зубами язык просов-ся м-у ними и наруш-ся звукопроизн-е, отсутствие зуб, кариесные, редкие зубы, мелкие вне челюстной дуги.Обследов строения неба-узкое, высокое (готическое), низкое, плоское, ращелены неба, ращел мягк неба. Обследов-е строеннебной занавески- (часть мягк неба), недостат-ое опускание и поднятие небн занав-и.Обследов-е строен губ-ращелены, плохо смыкающ губы, тонкте губы, отвисшая нижн губа, малоподвиже верх губа, толстые.
Обследов-е состоян мимической мускулатуры-психогимнастика, предлаг реб-ку поиграть, как плачет, как папа сердится, изобразить радость, просим реб поднять брови, опустить брови, приоткрыть веки, приоткрыть глаза, сожмурить глаза, движение губ в стороны, опустить челюсть, улыбнуться.
Ринолаоия, ее формы.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного тембра волоса.
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.
Открытая ринолалия.
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.
Значительно нарушается тембр при произнесении согласных.
Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъёмом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.
Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения, подвижного мягкого нёба.
Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков.
Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной.
Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба.
Наиболее частой причиной врожденной открытой риналалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.
Расщелина лица — это пороки сложной этиологии. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона. Различают биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7—8-я недели эмбриогенеза.
Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина: а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа; полная расщелина.
Врожденные расщелины нёба:
расщелина мягкого нёба: скрытые (субмукозные); неполные; полные.
расщелины мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;
3) полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя.
4) полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.
Нарушения нёба могут сочетаться с расщелинами губы.
Расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями.
Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы HJHe6a осуществляется в несколько этапов. Несращение губы оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции на нёбе, как правило, осуществляют до 5 лет. Работа по Устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации нёба проводится в возрасте от 7 до 14 лет.
Закрытая ринолалия.
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м', н, н'. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б', д, д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный - неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.
Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.
М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии): переднюю закрытую —при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую — при уменьшении носоглоточной полости.
Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.
Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.
Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушённом носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах.
Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке.
При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект.
Смешанная ринолалия.
Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.
Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.
21.Анализ классиф-й речевых нарушений.
На начал-х этапах своего становл-я л-я не располагала собственной классиф-ей и даже не ставила вопроса о необход-ти ее разработки. Одной из 1-х была классификация Куссмауля (1877). Она (ее в дальнейшем стали называть клинической) легла в основание ряда модификации в работах зарубежных и отеч-х исследователей 1-й четверти XX в.
В них было много общего: клинич-й подход, связь выделенных видов нарушений с теми или иными нозологическими формами заболеваний, а также язык описания. Между классифик-ми прослеж-ся и несовпадения, обусловленные разными принципами группировки нарушений, а также некоторыми расхож-ми во взглядах на степень существенности для классиф-ии того или иного критерия. Следствием этого явилось несовпадение как в самой номенклатуре видов и форм речевых нарушений, так и в содержании терминов.
Хватцев, Pay, Правдина, Ляпидевский и др. в клинич-ю классиф-цию стали вносить коррективы, в результате которых были значительно изменены представления об отдельных видах нарушений, относимых к одной форме. Значительно пополнилась при этом содержат-я хар-ка речевого расстр-ва. Но ее терминологический аппарат не претерпел существенных изменений. Но смысловой объем понятий и соответствующие термины, применяемые как в медицине, так и в л-и, перестали быть однозначными. Внесенные логопедами коррективы в клиническую классификацию породили расхождения в понимании одних и тех же терминов в рамках этой области знаний.
Вместе с тем практика логопед-х исслед-й, анализ результ-ти конкретных методик, вызвали обоснованные сомнения в возм-ти выработать единую методику коррекц-го логопед-го воздействия применит-но к одной и той же форме речевого наруш-я.
В ходе становл-я л-и и формир-я ее теорет-й базы, к речевым наруш-м с позиций развития и системных представлений о речевой деят-ти все более стала осознаваться неприемлемость прямого переноса в теорию л-и клинических построений, основанных на симптоматической трактовке речевых нарушений. Наруш-я речи, возник-е в процессе развития, нельзя отождествлять с наруш-и в уже сформир-ся системе. Квалификация и типология речевых нарушений у дет. д. опир-ся на др-е пр-пы анализа и на более содержательные критерии, чем те, кот-е положены в основание клинич-ой классификации.
Эти новые пр-пы анализа реч-х наруш-й у детей были сформулир-ы Левиной, работы которой заложили основания нового раздела логопедии —детской логопедии.
Из всего многообразия дефектов речевого развития у разных типов аномальных детей объектом своего исследования она избрала тех, у которых нарушения речи обусловлены несформированностью или разладкой на ранних этапах онтогенеза речевых, психологических и физиологических механизмов при первично сохранных слухе, зрении и интеллекте. В терминах Левиной такие нарушения были отнесены к категории первичного недоразвития речи.
Нарушения речи у детей с различными (другими) аномалиями развития стали изучаться в тесной связи с основным, ведущим дефектом.
Т.о., в наст-е время естьдве классифик-и речевых нарушений, одна —клинико-педагогическая, вторая —психолого-педагогическая, илипедагог-ая(поЛевиной).
Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболевании.
Она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному.
Она основывается не на одном каком-то критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических критериев
Ведущая, определяющая роль отводится психолого-лингвистическим критериям: 1) нарушения формы речи (устной или письменной); 2) нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм, 3) нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи, 4) нарушенных операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи; 5) нарушенных средств оформления высказывания.
Клиническим критериям отводится роль уточняющих, которые не могут быть ведущими для педагогической квалификации речевых нарушений, а для врача они являются средством анализа. Они позволяют провести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на -основе следующих данных: 1) какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими); 2) на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном); 3) в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом); 4) какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи; 5) время его наступления.