Организация процесса обучения
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ | ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА |
1.Определение целей и задач учебно-познавательной деятельности учащихся. 2. Стимулирование потребностей в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащегося. 3.Определение содержания учебного материала для усвоения, применения на практике. 4.Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом и формированию у них знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности. 5.Создание условий для эмоционально-положительного отношения к учению, сотрудничеству, самообразованию. 6.Регулирование и контроль за процессом и результатом учебно-познавательной деятельности. 7.Оценивание и совместная рефлексия результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. | 1.Осознание и принятие целей и задач учителя и определение целей и задач учения. 2. Развитие и углубление потребностей и мотивов учения. 3.Понимание основных вопросов учебного материала, подлежащего усвоению. 4. Организация учения (психологический аспект): восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация знаний. 5.Проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности. 6.Самоконтроль в процессе учения. 7. Самооценка результатов учения, совместной деятельности на уроке. |
Тогда структурная схема целостного учебного процесса может быть представлена следующим образом:
ФОРМИРУЮТ
| |||||
7.3. Процесс усвоения знаний: психический аспект
Усвоение знаний осуществляется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации, которые в своей совокупности представляют полный цикл учебно-познавательной деятельности учащихся.
Восприятиеопределяется как реакция “схватывания” объекта изучения. Выделяют первичное восприятие, которое ограничивается только уровнем узнавания предмета изучения, и вторичное, оно уже рассматривается как реакция детального видения объекта изучения.
Нередко на учебных занятиях учитель ограничивает деятельность учащихся только уровнем первичного восприятия, и тогда детальная проработка изучаемого материала переносится на дом. В опыте работы передовых учителей имеет место многократное повторение учителем изучаемого содержания. Так, В. Ф. Шаталов часто объясняет новый материал три раза, при этом каждый раз все больше и больше выделяя самое существенное. Некоторые учителя поступают иначе: объясняют два или более раз только той группе учащихся, которые не поняли материал.
Осмыслениезнаний происходит в процессе аналитико-синтетической деятельности: анализа, синтеза, обобщений. При этом важно вычленение главного с целью установления существенных признаков изучаемого объекта и установления связей между ними. Важная роль в организации эффективного осмысления учащихся знаний принадлежит учителю. Однако результаты микроисследования, проведенного в российских школах (проанализированы 72 урока у 50 учителей по 10 учебным предметам), свидетельствуют, что педагоги не всегда качественно выделяют на уроках основные понятия и ведущие цели преподаваемой темы. Так, на 12% уроков такая работа совсем не осуществляется. На 37% уроков не было четкого выделения признаков новых понятий, что снижает уровень осмысления учащимися знаний.
Повышение уровня работы над осмыслением знаний на уроке на основе опоры на закономерности усвоения, опыт учащихся, введения дифференциации обучения является одним из важнейших и еще недостаточно использованных резервов урока.
Запоминание знаний –это их запечатление в памяти. Выделяется запоминание: первичное, текущее и закрепление.
Первичноезапоминание имеет важную роль в обучении для безошибочного понимания и применения знаний по предметам. Его ещё называют стойким (сохраняется в памяти длительное время).
Текущее,или непроизвольное запоминание, оно осуществляется как-бы само собой в процессе операций с предметом усвоения.
Закрепление– это произвольное запоминание. Оно формируется в специально организованных педагогом условиях.
Одна из целей обучения – дать учащимся прочные знания. Прочность знаний зависит от того, как был организован процесс обучения в целом и в том числе процесс запоминания. Установлено, что эффективность запоминания зависит от следующих факторов:
- от уровня сформированности у школьников познавательных мотивов;
- от характера и качества преподавания;
- от уровня познавательной активности учащихся;
- от установки учителя на запоминание существенного и основного из изучаемого материала;
- от степени включения учащихся в систематическую самостоятельную работу по освоению учебного материала, решению новых задач.
Пирамида запоминания по Ч. Бонвелу (см. схема 2) показывает, что эффективное запоминание учебного материала происходит только тогда, когда ученик включен в активную работу – мыслительные операции, объяснение и проговаривание, разрешение ситуаций и задач.
Схема 2
ПИРАМИДА ЗАПОМИНАНИЯ
(по Ч. Бонвелу)
Творчество
Исследование
Того, что делаю и говорю
поиск
Работа
По образцам
80% того, что говорю
Говорение
Дискуссия
Беседа
50% того, что вижу и слышу
Наблюдение
слуховое восприятие 30% того, что вижу
Зрительное восприятие
20% того, что слышу
Слуховое восприятие
10% того, что читаю
Информации
ЗАПОМИНАЮ
Применениезнаний связано с включением учащихся в деятельность по объяснению разных явлений реальной действительности, по решению задач, переносу знаний в разные области.
Усвоить учебный материал – это значит понять его, запомнить, научиться применять не только в стандартных, но и в новых условиях.
Эффективность научения школьников применять знания на практике зависит от учебной литературы, подбора упражнений, практических заданий, дидактических материалов и т. д. Но анализ уроков показывает и то, что в ряде случаев не организуется фундаментальная работа над применением знаний. Необоснованно задачи и задания, требующие переноса знаний в новую ситуацию, задаются учащимся на дом. Естественно, что выполнение такого домашнего задания не всем посильно; в недостаточной мере используются уровневые задания, что не способствует адаптации содержания к возможностям ученика.
Обобщениезнаний – это процесс перевода их от единичного к общему. Выделяются следующие его виды: первичное, которое осуществляется во время восприятия, в результате чего создается общее представление о предмете; локальное(понятийное), связанное с выявлением внутренней сущности изучаемого объекта, в результате чего происходит усвоение отдельных понятий; тематическое, результатом которого является усвоение системы понятий; итоговое – его результатом является усвоение системы понятий по предмету; межпредметные обобщения, в результате которых формируется система межпредметных понятий и связей.
Систематизациязнаний – это упорядочение изученного и усвоенного в единую систему. Она осуществляется на основе деятельности по включению части в целое.
В 70-годах ХХ в. американский педагог Д. Колб, используя психологические и педагогические идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже, К. Левина, предложил обобщенную модель обучения, основанную на собственном опыте учащегося. При этом важнейшим требованием к педагогической деятельности учителя выступает умение работать с внутренним опытом учащихся, а учение и самовоспитание как индивидуально значимые виды деятельности ученика являются главными составляющими процесса обучения, в которых реализуется и развивается его внутренний опыт. Тогда структуру процесса обучения, а точнее учебного цикла, основанного на собственном опыте учащегося, можно представить следующей схемой 3:
Схема 3