Глава ix. методы обследования минимальных нарушений слуховой функции у детей с недоразвитием речи

Известно, что формирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов — протекания когнитивных про­цессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зритель­ного гнозиса. Минимальное нарушение слуховой функции — это сенсоневральное (стойкое) или конструктивное (как правило, вре­менное) снижение остроты слуха на 15-20 дБ, негативно влияю­щее на формирование речи и других высших психических процес­сов в детском возрасте.

Проблема влияния минимальных нарушений слуховой фун­кции на речь детей разработана в лаборатории содержания и ме­тодов обучения детей с нарушениями речи ИКП РАО под руковод­ством доктора педагогических наук, профессора Г.В. Чиркиной.

Одним из важнейших факторов речевого развития является пол­ноценное восприятие вербальных акустических сигналов, обеспечи­вающееся нормальным функционированием слухового анализато­ра. В процессе слухового восприятия различных акустических при­знаков звуков (интенсивности, громкости, длительности), обобща­ющихся в фонемах, словесном ударении, интонации, актуализиру­ются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, фраз. При незначительном снижении слуха сужается сенсорная база для восприятия акустических признаков неречевых и речевых зву­ков, страдает слуховой контроль устной речи, что обусловливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памя­ти неправильных звуковых стереотипов, речевых эталонов. Это приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессивной речи.

Так, по данным P.M. Боскис, С.С. Ляпидевского, Л.В. Нейма­на, М.Е. Хватцева и некоторых других авторов, при минималь­ном понижении слуха (на 15-20 дБ) возникают трудности разли­чения многих звуков даже около уха; на расстоянии 2 м разли­чается не более 2/3 согласных, произнесенных голосом разговор­ной громкости. В связи с этим нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй языка.

Минимальное снижение слуха сложно своевременно диагности­ровать, т.к. при этом ребенок в процессе коммуникации слышит
речь окружающих в достаточной мере. Однако специалисты и ро­дители обращают внимание на задержку темпов речевого разви­тия, невнятность и нечеткость дикции, бедный словарный запас,
аграмматизм.

В процессе обследования речи логопедом отмечаются специфи­ческие ошибки, типичные для детей с минимальным снижением слуха. Наблюдаются множественные неустойчивые замены и сме­шения звуков, в том числе и не встречающиеся у детей с нормаль­ным слухом. Например, смешения:

— носовых и ротовых согласных м-б, н-д (машина — «басина», ночь — «досъ»);

— свистящих звуков и фрикативного х (зима — «хима», ли­сонька — «лихинька» и т.д.);

— свистящих, шипящих, сонорных звуков и м, н, п, дж
(жук — «нук», шуба — «джуба», лак — «пак», кабан —
«каман» и т.д.);

— заднеязычного к переднеязычного т (носик — «носит»,
кот — «тот»).

Часто раздельно произносятся звуки, составляющие аффрика­ты (тсыпленок, тъсапля).

Так же неадекватно смягчаются согласные звуки и отсутствует мягкость в необходимых случаях (ботинки — «патинъки», обувь — «обив», обезьяна — «апесана»); оглушаются звонкие зву­ки и озвончаются глухие независимо от позиции в слове (блюдце — «пьюсе», гнездо — «хнесто», занавески — «занавесги», пингвин — «бинхвин», хозяйка — «госяйка»).

При повторении и самостоятельном воспроизведении слов и фраз прослеживается нарушение их слого-ритмического рисунка и звукового наполнения, что заключается:

— в упрощении слоговой структуры (коза — «га», ручеек —
«уток». Сапожник чистит сапоги — «Са по ти»);

— пропуске звуков и слогов в начале и конце слов (сапоги —
«фапо», всех — «сех», лоток — «лото», чашка с чаем —
«таска с тае»);

— вставке лишних звуков (боец — «порее», мяч — «мнясь»);

— добавлении звуков к слову (лото — «лоток», овца — «овсан», «овтап», яйцо— «эсой»).

Часто детьми неверно выделяется ударный слог в простых и знакомых словах (рука, нога, голова, волосы, шкафы, косы).

В связи с тем, что у детей с минимальным снижением слуха в большей мере затруднено восприятие безударных частей слов (они произносятся тише), отмечается непонимание и, соответственно, неправильное употребление окончаний, приставок, суффиксов. Неумение ориентироваться на флексии слов обусловливает нару­шения понимания и экспрессивного построения логико-синтакси­ческих конструкций. Указанная симптоматика классифицирует­ся ка|« общее недоразвитие речи.

В старшем дошкольном возрасте у части детей с минимальным снижением слуха (в основном, односторонним) наиболее суще­ственными в структуре речевого расстройства выступают фонети-ко-фонематические нарушения на фоне небольшого аграмматизма в собственных высказываниях.

Фонематические или центральные слуховые расстройства, как считает И.В. Королева, наиболее выражены при сенсорной алалии и тугоухости. В структуре сенсорной алалии они явля­ются первичными. У детей с различной степенью тугоухости центральные слуховые расстройства могут быть обусловлены первичным поражением слуховых центров или вторичным их недоразвитием вследствие слуховой депривации. При таких расстройствах нарушаются процессы сукцессивного анализа акустических неречевых и речевых сигналов, страдают внима­ние и память, связанные с обработкой акустических сигналов и их последовательностей.

Дети с выраженными фонематическими нарушениями, напри­мер при сенсорной алалии, так же как и дети с незначительным сни­жением остроты слуха, обладают неустойчивым, быстро истощаю­щимся слуховым вниманием, что проявляется в чрезмерной отвлекаемости, утомляемости, частом отказе от общения. Недостаточное развитие их слуховой памяти выявляется в неумении запомнить и воспроизвести короткие ряды, состоящие из 3—5 слогов и слов.

Однако недоразвитие фонематических процессов при сенсор­ной алалии следует отличать от сходных проявлений при других речевых нарушениях, сочетающихся с минимальными расстрой­ствами слуховой функции. Несмотря на то что у детей с сенсор­ной алалией некоторыми авторами, в частности Н.Н. Трауготт, СИ. Кайдановой, замечено незначительное понижение слуха на тоны высокой частоты, основным в картине речевого недоразви­тия этих детей является отсутствие предметной соотнесенности слышимых и произносимых слов. При незначительных перифе­рических снижениях слуха такая соотнесенность устанавливает­ся быстро и стабильно.

Своеобразие нарушения тонального (неречевого) и речевого слуха сенсорных алаликов, считают Н.Н. Трауготт, Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, заключается в избирательном затруднении образования условных связей на звуковые раздражители достаточ­ной для ребенка громкости, неустойчивости порога слухового вос­приятия. При этом восприятие слуховых сигналов одинаковой интенсивности зависит от повышенной возбудимости или затор­моженности ребенка, от его соматического состояния, обстановки обследования, времени суток и т.д.

Увеличение громкости речи улучшает понимание ее детьми со снижением периферического слуха и приводит к обратному эф­фекту при сенсорной алалии, т.к. вызывает охранительное тор­можение в незрелых клетках коры головного мозга. Тихую, спо­койную речь алалики воспринимают лучше. При сенсорной ала­лии у детей часто наблюдается повышенная чувствительность к незначительным по интенсивности неречевым звучаниям (тихому скрипу, шуршанию бумаги и др.) и болезненная реакция на них (двигательное беспокойство, плач); на речевые звуки или не­знакомые звучания такой же интенсивности реакция часто отсут­ствует, что не характерно для детей с периферическими слуховы­ми нарушениями. Голос у детей с алалией имеет нормальную звучность и интонационную окрашенность, в отличие от детей с незначительным снижением остроты физического слуха, у кото­рых отмечается монотонный глухой голос, часто назализован­ный.

Небольшое снижение периферического слуха при общем недо­развитии речи и фонетико-фонематическом недоразвитии неред­ко сочетается с органическими повреждениями или дезиннервацией артикуляционного аппарата (при ринолалии и дизартрии). По данным Г.В. Чиркиной, 60-70% детей с расщелинами неба име­ют снижение слуха различной степени. Сочетание небольшого снижения слуха с расстройствами общего и орального праксиса обусловливает недостаточность акустических и кинестетических афферентаций и значительно осложняет процесс овладения пра­вильной речью.

Дети с различными речевыми нарушениями, как правило, на­блюдаются психоневрологом и получают лечение. Аудиологические исследования слуха у большинства детей не проводятся, т.к. отсутствуют явные симптомы его снижения, и дети, не имеющие острой симптоматики воспалительного процесса (аденоиды, хро­нический ринит, аллергический ринит т.д.), в течение длительного времени остаются без адекватной медицинской помощи.

В связи с недостаточным объемом аудиологических мероприя­тий возрастает роль логопедов, владеющих методами ранней (ори­ентировочной) диагностики минимальных нарушений слуха у де­тей с недостатками речи.

Изучение состояния слуховой функции логопедом состоит из двух основных частей:

1) выявление факторов риска по тугоухости;

непосредственное обследование слуха.

Выявление факторов риска

Наши рекомендации