К вопросу о совместной творческой деятельности
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания.
Индивидуализированное воспитаниепредполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизмы саморегуляции. Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания выстроена на основе разработок научной методологической школы О.С. Анисимова, П.Г. Щедровицкого. Она медленно входит в практику работы воспитательных учреждений только потому, что её активное использование в традиционной системе затруднено в связи с выстраиванием процесса на механизмах внешней мотивации, в то время как рефлексия является одним из компонентов внутренней мотивированной деятельности. Переход же на прогрессивные способы обучения и воспитания учащихся делает эту технологию остро востребованной.
В основе технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания лежит идея педагогического взаимодействия с целью более глубокого осмысления отношений школьников к себе и окружающей среде. Основной задачей применения рефлексивной технологии является обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
Технология рассчитана на возбуждение внутренних факторов-усилий по самостроительству, которые есть в каждом человеке, но могут находиться или в дремлющем, или в активно работающем состоянии.
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания может использоваться как самостоятельная программа развития личности, так и в сочетании с другими технологиями в качестве составной части.
Для применения технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания важно наличие педагогической ситуации, которую имеет смысл повторно пропустить через индивидуальное восприятие воспитанников с целью создания условий для активизации процесса осознания, способствующего внутреннему подкреплению нравственно-ценных отношений и осуждению негативных, что стимулирует процесс самовоспитания.
Такие педагогические ситуации легче определяются в процессе совместной творческой деятельности воспитателей и воспитанников. При этом проблемы, которые проявляются в этих ситуациях, могут быть общими для всех воспитанников класса (неумение выслушивать друг друга, доброжелательно оценивать успехи друзей), свойственными какой-либо группе (неумение общаться, отсутствие внутренней дисциплины), и сугубо индивидуальными (употребление ненормативной лексики).
Данная технология может применяться как по окончании совместных творческих дел, так и внутри отдельных звеньев технологии совместного творческого воспитания.
В качестве основной формы технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час. (Жизнь любого человека в целом состоит из ситуации, т.е. из таких событий, явлений, фактов, в которых проявляются характер, привычки, культура поведения человека).
Технология проведения ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
- осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения и её внутреннее принятие;
- наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме с целью её дальнейшего анализа;
- внутренняя фиксация «Я-позиции» по обсуждаемому вопросу;
- определение причины «Я-позиции» в обозначенной ситуации;
- внутреннее сравнение «Я-позиции» и общественно значимой нормы;
- рефлексия всего события;
- свободный выбор нормы поведения как реальный результат внутренней работы над собой;
- обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я-позицию» с социальными нормами;
- мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу (явлению).
Пример поэтапного применения указанной технологии при решении проблемы, которая появилась в процессе анализа совместного творческого дела (СТД) и была связана с наличием вредных привычек у отдельных участников.
1.Обеспечение психологической готовности учащихся к предстоящему самоанализу проблемы саморегуляции.
В сообщении педагога может быть подчёркнута мысль о том, что курение - это вредная привычка, наносящая большой вред здоровью человека, что от неё необходимо избавляться.
Успешность её решения зависит от желаний и индивидуальных усилий самого человека. Важно научиться критически относиться к сложившимся привычкам, вносить своевременные коррективы в собственное поведение, в отношение к самому себе, собственному здоровью.
2.Индивидуальная работа по анализу статистических исследований о функциональных нарушениях в организме людей, злоупотребляющих курением, сравнительных данных по физическому состоянию собственного организма за несколько последних лет.
Ответы на вопросы:
- Удовлетворены ли ВЫ состоянием своего здоровья, почему?
- Что мешает Вам избавиться от вредных привычек?
- Что необходимо предпринять, чтобы устранить указанные причины?
- Что может помочь в решении проблемы?
3. Индивидуальная фиксация внутренней «Я-позиции» по данному вопросу.
4.Представление и обсуждение индивидуальных выводов в микрогруппе. Определение причины «Я-позиции».
5. Межгрупповое обсуждение, когда каждая группа высказывает свою точку зрения по каждому вопросу.
Особо подчёркивается социально ценная норма и противоположные взгляды на обсуждаемую проблему с целью создать в обсуждении интеллектуальный конфликт, интеллектуальное напряжение и обеспечить для каждого участника обсуждения внутреннее сравнение «Я-позиции» и общественно значимой нормы.
6. Рефлексия состоявшегося события может включать: а) содержание обсуждаемой проблемы, её результативность (что Вы считаете полезным для себя в этом обсуждении, почему?), б) способы работы (удалось ли каждому из нас выстроить программу самовоспитания, преодоления вредных привычек, если нет, то почему?), в) эмоциональное состояние участников обсуждения (как чувствовал себя каждый из вас в процессе обсуждения волнующей всех проблемы. в каком эмоциональном состоянии находился и находится сейчас?).
7. Свободный выбор каждым участником разговора нормы отношения к выявленному негативному явлению.
В заключении разговора можно подчеркнуть, что среди присутствовавших практически не было таких, которые не хотели бы избавиться от вредных привычек, Но решить эту проблему нелегко, потому что она требует определённых усилий над собой. Можно продолжить так, как жили до сих пор, но тогда трудно ожидать внутренних изменений, которые поведут к изменениям в отношении прежде всего к самому себе. А можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В этом случае результаты могут быть такими, которые вы хотите получить: «Желаю вам успеха и надеюсь, что при следующем обсуждении подобных проблем вы сможете рассказать о своих достижениях в борьбе со своими слабостями».
8. отслеживание изменений в отношен школьников к своему здоровью, обеспечение педагогической поддержки тем учащимся, которые проявили готовность изжить вредные привычки.