Еще один яркий представитель романтизма, повлиявший на развитие жанра «Этюд» - был венгерский композитор Ференц Лист.
Показ слайда с фото Ференца Листа
Из истории.
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — 1-й половины XIX в.
В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала XX в.. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника.
Он отразил разочарование самых широких кругов в итогах Великой французской революции 1789—1794 гг., в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Поэтому ему свойственны критическая направленность, отрицание обывательского прозябания в обществе, где люди озабочены лишь погоней за наживой. Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставили иную правду — правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает их пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения художника.
Первоначально романтизм выступил как принципиальный противник классицизма. Античному идеалу было противопоставлено искусство средних веков, далеких экзотических стран. Романтизм открыл сокровища народного творчества — песен, сказаний, легенд. Однако противоположность романтизма классицизму все же относительна, так как романтики восприняли и развили дальше достижения классиков. На многих композиторов большое влияние оказало творчество последнего венского классика — Л. Бетховена.
Показ слайда Л. Бетховен
Но главное завоевание романтической музыки проявилось в чутком, тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека, диалектики его душевных переживаний. В отличие от классиков романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений.
Для музыканта-романтика процесс важнее результата, существеннее достижения.
К 1820-м годам фортепиано как раз достигло тех качеств, которые оно сохраняет по сей день: певучести, полноты звука и огромного динамического диапазона – от тишайшего «пиано» до ошеломляющего «форте». На это ушло почти 100 лет усовершенствований. А поскольку на дворе был уже капитализм и класс буржуазии, как и городское население вообще, сильно увеличился в численности, то фортепиано «пришло в каждый дом» -- стало любимым (и сравнительно доступным по цене) домашним инструментом для тысяч любителей. Оставалось только пополнять ряды педагогов и репертуар. Пианист-композитор был в 19-м веке не просто востребованной фигурой – при соответствующих условиях он становится идолом, звездой, властителем сердец и умов.
Лист был именно таким. В семь лет отец-музыкант начал учить его игре на фортепиано, в 8 он уже сочинял, в 9 – давал концерты, и богатые покровители решили оплатить его обучение в Вене, где он познакомился с Бетховеном и Шубертом.
Но страстное стремление стать виртуозом пришло к нему в 1832 году, после того, как он услышал Паганини (интересно, что великий скрипач произвел точно такой же эффект и примерно в то же время на молодых Шопена и Шумана). Было это в Париже, куда Лист переселился с матерью после смерти отца и где он поначалу перебивался уроками фортепиано, понемногу, однако, входя в парижскую интеллектуально-художественную среду. Вскоре среди его друзей были Гюго и Шопен, Делакруа и Берлиоз...
Пройдет совсем немного времени и он достигнет своей цели – сравняется с Паганини. В начале 1940-х «листомания» охватит всю Европу. Его игра приводила слушателей в состояние экстаза, его гонорары были гигантскими (он почти целиком отдавал их на благотворительные нужды), и по сей день многие считают его мастерство пианиста-виртуоза непревзойденным. Но в 1847 году он дал свой последний сольный концерт. Ему было 35 лет, и впереди была большая жизнь, полная композиторского творчества, размышлений, педагогики, добрых дел и молитв.
Показ слайда – Ф. Лист за роялем
У него была и невероятно бурная личная жизнь, связанная, в частности, с Россией, царским двором, Рихардом Вагнером, Ватиканом...
Просмотр видеофрагмента – исполнение этюда Ф. Листа «Метель»
Мысль о преобразовании жанра этюда в произведение высокого художественного смысла зародилась у Листа еще в первые, едва ли не детские годы его концертной деятельности. Уже тогда он интуитивно сознавал великое образное значение динамики, тембра и фактурных средств фортепиано. Свои и чужие этюды лист объединил в циклы. Отличающиеся скрытой программностью, образно-художественной живописной манерой изображения. («Колокольчик», «Охота», «Метель», «Блуждающие огни» и др.). Все эти этюды явились выражением сверхвиртуозной техники их создателя. Г. Гейне писал: «Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка».
Показ слайда фото Г. Гейне