Мотив, как устойчивое свойство личности.
Общие подходы к изучению и формированию мотивации учащихся
Основной задачей формирования мотивов учения выступает развитие личности учащегося, её обученности и воспитанности, а так же обнаружение отклонений в развитии и их коррекция.
В процессе изучения мотивации ребенка очень важно сравнивать его личные достижения, а не прибегать к сравнению его с другими детьми, в том числе и более продвинутыми в учебной деятельности.
Учителю и психологу очень важно подходить к формированию мотивации учения с оптимистической гипотезой. Оптимизм может заключаться в том, что каждый ребенок стермится к совершенствованию.
Очень важно формировать мотивацию не только у слабоуспевающих учащихся, а в том числе и у успешно обучающихся. При этом необходимо обязательно учитывать особенности познавательной сферы ребенка.
Заключение суждения об ученике должны формироваться в щадящей форме.
В ходе изучения мотивации учения учителю и психологу необходимо обладать психологической грамотностью.
Таким образом формировать мотивацию, значит не закладывать готовые мотивы и цели в голову учащихся, а ставить его в такую ситуацию, где эти мотивы будут формироваться и развиваться.
Не поручая ответственных дел нельзя воспитать мотивации.
Прежде чем исследовать мотивы, необходимо установить систему ведущих потребностей, актуализирующих активность человека. Евгений Павлович Ильин рассматривает потребность в нескольких ракурсах:
- потребность, как нужда;
- потребность, как предмет удовлетворения нужды;
- потребность, как отсутствие блага;
- потребность, как необходимость;
- потребность, как состояние.
Этапа потребности.
1 латентный этап - потребность есть, а путей удовлетворения нет.
2 - удовлетворение потребности.
3- насыщения.
Какие аспекты влияют на удовлетворение потребности - конкретизация. Удовлетворение осуществляется конкретным образом.
2 ментализация - потребности удовлетворяются осознанно
3 социализация - потребности удовлетворяются социально одобряемым способом.
Потребность в учении ненасыщаемая.
Мотив - есть детерминанта активности.
Мотив, как потребность - когда потребность рассматривается как побудитель активности учащегося.
Мотив, как цель - цель это не то к чему следует стремиться, а то, что надо осуществить, поэтому целью может являться как предмет, объект, так и действие.
Мотив, как побуждение - в данном подходе мотив рассматривается, как побуждающая, движущаяся сила или побуждение. В качестве мотива рассматривается как внешний объект, так и воображаемый.
Мотив, как намерение – намерение есть ни что иное, как волевой акт, который создаёт ситуации позволяющие человека положиться на действия внешних стимулов в связи с чем выполнение намерения становится не волевым актом, а условно рефлекторным
Мотив, как устойчивое свойство личности.
Мотив, как состояние - в данном подходе отмечается, что состояние организма или состояния, определяющиеся переживаниями выступают, как основное мотивационное образование.
Мотив, как формулировка - в рамках данного подхода мотив рассматривается, как формирование цели.
Мотив, как удовлетворенность - здесь следует отличать удовлетворение и удовлетворенность. Поскольку удовлетворение не может выступать как мотиватор активности.
Мотивация - это психический процесс преобразующий внешнее побуждение во внутреннее.
Вопрос 2: Учебные мотивы и их характеристика.
Учебная мотивация школьников, есть один из показателей не только деятельности таковых, но в том числе и педагогического коллектива. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается, как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности учреждения образования.
Применительно к изучению мотивации существует три подхода.
Первый вариант классификации рассматривал две группы мотивов:
1 группа - познавательные мотивы. Они характеризуют устремленность обучающихся на получение знаний и овладение учебными навыками. Знаниями и учебными навыками определяются глубина интереса к новым знаниям, теоретическим принципам и ключевым идеям.
2 группа - социальные мотивы. Эти мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия, в том числе и с другими людьми. В данной группе мотивов относятся и позиционные мотивы, выражающие стремление учащегося занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет.
3 группа - мотивы социального сотрудничества - влияют на взаимоотношения с учителями, учащимися, и взрослыми.
Второй подход классификации мотивов характеризует отношение мотивов непосредственно к учебной деятельности.
Если мотивы стимулирующие определенную деятельность не связаны с ней напрямую их называют внешними. Если же наоборот, они напрямую с ними связаны, они рассматриваются, как внутренние. Внутренние мотивы характеризуются интересом к учебной деятельности и её результату. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга и личных убеждений. Внешний мотив без контроля взрослого или учителя не актуализируется.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие мотиваций двух тенденций.
- достижение успеха.
- избегание неудачи.
Мотивированные на успех учащиеся ставят перед собой высокие цели. Обучение вызывает у них положительные эмоции. Они обладают хорошими учебными умениями и навыками, то есть способны получать дополнительные знания не только в процессе внутришкольной, но и самостоятельной деятельности.
Мотив избегания неудачи связан как правило с низкой самооценкой, неуверенностью, тревожностью, отрицательной эмоциональной окраской процесса обучения. В последствии это приводит к тому, что ребенок уклоняется даже от простых школьных заданий, теряет интерес к обучению.
Поведение есть функция окружения. Нужно дать ребенку померять свои силы.