Образовательная система как объект управления
Рассмотрим более подробно понятие «образовательная система». В педагогике образовательной является всякая система, цели которой связаны с обучением, развитием и воспитанием.
Некоторые исследователи считают, что образовательной системой является всякая специально организованная система, предназначенная для включения человека в культуру (прошлую, настоящую и будущую), обеспечения безопасного хода эволюционного развития культуры [54, 58; 59], т.е. для того, чтобы выработать и сформировать определенную готовность к действию, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей в той или иной области [37].
Длительный и сложный процесс развития образовательных систем в каждой стране мира приобретает специфические черты, но общим их свойством является ориентация на непрерывность образования. Принципы построения образовательных систем непрерывного образования продиктованы объективными потребностями цивилизации. К ним относятся:
- ориентация образовательной системы на человека, на его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых важнейшее место занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации; -широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, расы;
- гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения;
-разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, право каждого человека после базовой школы на выбор своей стратегии дальнейшего образования и развития;
-интеграция формальных и неформальных видов образования, создание целостного «образовательного поля», которое превращает общество в «обучающее» и «обучающееся»;
- широкое использование электронных технологий в целях образования на любом этапе жизнедеятельности людей (работа, отдых и т.д.) [17].
Педагогическая практика показывает, что образовательные системы должны быть ориентированы на создание целенаправленно выстраиваемых совокупностей условий, способствующих развитию человека. Это составляет суть образовательных услуг, предоставляемых обучающемуся образовательной системой. Оказание этих услуг является предметом профессиональной педагогической деятельности учителей и других педагогических работников, а также руководителей образования [29].
Определенность образовательной системы, индивидуальность ее облика задается целями, содержанием и характером педагогического процесса, субъектами которого выступают ученик и педагог-профессионал.
В качестве примеров образовательных систем можно назвать:
- системы образования (система образования Российской Федерации; система образования региона — субъекта РФ; муниципальная система образования);
- образовательное учреждение;
-образовательную программу, учебно-воспитательный процесс (например, реализуемый на уроке) и т.д.
Рассмотрим структуру некоторых из указанных выше образовательных систем.
Согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» компонентами указанной образовательной системы являются взаимодействующие:
- преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;
- сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Следует отметить, что структуры региональной и муниципальной систем образования адекватны приведенной выше структуре системы образования в Российской Федерации.
Системообразующими факторами в системах образования выступают цели систем образования. Каждый из выделенных выше компонентов системы образования Российской Федерации сам является сложной образовательной системой.
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые разделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы решают задачи формирования общей культуры личности, адаптации индивида к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся следующие типы программ:
- программы дошкольного образования;
-программы начального общего образования;
- программы основного общего образования;
- программы среднего (полного) общего образования.
С позиций современной педагогической науки в структуру общеобразовательной программы как системного объекта включены следующие компоненты:
- целевой компонент;
- содержание образования (учебный план, учебно-программное обеспечение; содержание внеурочной работы с учащимися);
- технологический компонент (используемые при реализации образовательной программы дидактические системы, педагогические технологии, методики, методы обучения и воспитания);
- организационно-педагогический компонент (используемые организационные формы обучения и воспитания; режимные условия реализации образовательной программы);
- диагностическое сопровождение образовательной программы (дидактическая диагностика, социально-педагогическая диагностика учителей и учащихся, диагностика личностного самоопределения учащихся);
- педагогическая поддержка ученика в образовательном процессе (сохранение здоровья, поддержка в обучении и личностном самоопределении);
- результат реализации образовательной программы.
По мнению ряда исследователей, государственные образовательные стандарты являются отражением нового типа взаимоотношений общества и государства, реализующих наиболее полно права человека и гражданина и основанных на принципе взаимного согласия государства и общества в вопросах формирования и реализации политики в области образования. Эти взаимоотношения предполагают, что государство, влияя на качество и условия осуществления образования, защищает ученика от некачественного образования, выступает социальным гарантом его права на образование с учетом потребностей и возможностей.
В современной педагогической литературе образовательные стандарты гарантируют определенный уровень образования и рассматриваются как:
- признанный государством и обществом уровень образованности населения, гарантирующий ему дееспособность и адаптацию к существующим социально-экономическим условиям;
-обязательные условия, без выполнения которых невозможно сохранение и воспроизводство культуры;
- эталон, с помощью которого любой человек может судить о своем развитии и качестве предоставляемых ему образовательных услуг [39].
Государственные образовательные стандарты в современном российском школьном образовании нормативно представлены в виде федерального и национально-регионального компонентов. В школьной практике документально они существуют в виде базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ.
В настоящее время федеральный компонент государственных образовательных стандартов определяет в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.
Государственные образовательные стандарты учитываются при формулировании цели образовательной программы, конструировании ее учебного плана (на основе стандарта — базисного учебного плана). Они выступают факторами, детерминирующими цель и содержание образования реализуемой образовательной программы.
Сеть общеобразовательных учреждений представляет собой совокупность образовательных учреждений различных типов, видов и организационно-правовых форм. Структура образовательного учреждения как образовательной системы представлена в главе 4.
В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми положениями.
Органы управления образованием и соответствующие управленческие службы подробно представлены в главе 5.
При рассмотрении различных образовательных систем с позиции управления ими необходимо раскрыть такие понятия, как «управление системами образования» и «управление образовательным учреждением».
По мнению некоторых авторов, управление системой образования выражается в сознательном регулировании процесса ее развития в целях создания оптимальных условий для удовлетворения разнообразных потребностей личности на всех этапах обучения на основе максимального использования научного и культурного, экономического потенциала города, региона [57]. Управление образовательным учреждением мы рассмотрим в главе 4.
В научной теории управления используется понятие объект управления. Оно трактуется как область, сфера, в которой осуществляется управление. В качестве объектов управления могут выступать общеобразовательная школа, педагогический коллектив.
Субъектом управления является тот, кто реализует управление — директор школы и его заместители.
На практике довольно часто в качестве субъекта и объекта управления выступает система, определяемая как «система управления» («управляющая система»). В этом случае объект управления именуется «управляемой системой».
Говоря об образовательных системах с позиции объектов управления, необходимо обратить внимание на то, что большое число компонентов этих систем наделены субъектными свойствами.
Например, если рассматривать такую образовательную систему, как школа, с управленческих позиций, то объектами управления будут выступать учителя и ученики. Одновременно учителя являются субъектами управления образовательным процессом, а ученики наделены субъектными свойствами при управлении самообразованием, саморазвитием, самореализацией.
Воздействие на объект, обладающий собственными субъектными способностями, волей, ценностями и целями, предполагает не одностороннее управление данным объектом, а взаимодействие субъекта и объекта управления. Таким образом, управление системами образования имеет двусторонний характер.
Образовательную систему как объект управления на примере образовательного учреждения более подробно мы рассмотрим в главе 5.