Жевание(не жует твердую пищу, затруднено, N)

Глотание(поперхивается, не нарушено).

Фонетический строй речи(звукопроизношение):

- сформирован недостаточно,

- изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи,

- фонетический строй речи сформирован достаточно (N).

Заключение специалиста

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста

При диагностике особенностей познавательной сферы детей используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. Анализ выполнения задания позволяет оценить характер деятельности ребенка: понимает ли ребенок практическую ситуацию, знает ли как самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели. «Обучающий эксперимент» позволяет проанализировать особенности разных сторон психической деятельности детей (внимание, речь, восприятие, память, мышление), а также оценить работоспособность ребенка. Это обстоятельство имеет большое значение для детей раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами в развитии, так как из-за нарушения работоспособности организовать специальное исследование памяти и внимания часто представляется невозможным.

Анализируя оценку деятельности детей, необходимо учитывать основные компоненты мыслительной деятельности: мотивацию и операциональность.

При оценке уровня мотивации учитывается:

1) интерес к заданию (активность, сконцентрированность на выполнении задания);

2) особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и его результату;

3) стремление продолжить работу.

При оценке степени сформированности операционального компонента учитывается:

1) запас знаний об окружающем мире в виде общих представлений и элементарных житейских понятий и специфика их использования детьми;

2) выбор адекватного способа или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок;

3) вариативность действий. Возможность, например, использовать один предмет вместо другого.

При оценке особенностей регуляции учитывается:

1. степень необходимой организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого;

2. способность к организации целесообразного поведения, особенно когда инструкция дается на вербальном уровне;

3. степень полноты понимания и принятия задания;

4. его сохранение до конца занятия;

5. способность оценивать правильность выполнения задания;

6. особенности словесной регуляции;

7. возможность совместного действия ребенка и взрослого;

8. степень самостоятельности действий и оказанной помощи. Особое внимание следует
обратить на специфику словесной регуляции.

Исследование мышления

Диагностические задания для исследования мышления:

1) «Собери гербарий» (ребенку предъявляется образец листика и предлагается собрать такие же).

2) Восстановление образца по представлению.

3) «Угадай, что изображено» (ребенку предъявляется рисунок с простым контурным изображением хорошо знакомого ему предмета с частично закрытыми фрагментами).

4) «Что спрятано в мешочке?» (ребенку предлагается угадать предмет по описанию).

5) «Разложи, что к чему подходит» (классификация по одной из групп: игрушки, посуда, одежда, дикие и домашние животные, овощи, фрукты). Определяется основание для объединения предметов по каждой классификационной группе: опирается на существенный признак, выделяет несущественный, не может мотивировать объединение.

6) «Покажи, какой предмет лишний» (задание демонстрирует уровень процесса общения). Анализируют особенности обобщения предметов ребенком' обобщает ли он по понятийному признаку или делает это на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации.

7) «Что нарисовано на картинке?» (ребенку демонстрируется картинка с нелепым сюжетом). Выясняют, как ребенок понимает нелепость, изображенную на картинке, выделяет ли он ее. Прослеживают, как эмоционально он реагирует на нелепости (с улыбкой, смехом, удивлением), какие подает реплики, какие задает вопросы.

8) «Что сначала, а что потом?» (задание демонстрирует умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи). Задание из трех картинок предлагается детям с 4 лет. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок.

Наши рекомендации