Поучительную игру (исключаются сугубо развлекательные игры).

В свою очередь, Русская православная церковь в своей современной общественной деятельности активно прибегает к таким способам воспитания подрастающего поколения, как организация социального творчества, художественного творчества, проблемно-ценностного общения, трудовой деятельности детей и молодежи. Среди форм молодежного служения предпочтение отдается вовлечению молодежи в приходскую жизнь; созданию православных молодежных организаций; привлечению светских детских и молодежных организаций, опирающихся на ценности Православия; проведению мероприятий в православных школах, гимназиях, лицеях, воскресных школах; изданию процерковных книг, газет, журналов; участию в масс-медиа с позиций Церкви; созданию православных каникулярных лагерей, клубов на приходе и по месту жительства, консультационных православных центров; проведению школ ремесел, творческих конкурсов, курсов, семинаров и т.д.

Интерактивный компонент воспитательного потенциала религиозной организации. Многообразие религиозных организаций в современной России требует от других социальных субъектов выработки собственных политических и управленческих позиций по вопросам взаимодействия с ними. Очевидно, что если религиозная организация зарегистрирована Министерством юстиции РФ, ее деятельность соответствует Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» и не содержит признаков тоталитарной секты или культа, то такая организация может рассматриваться как потенциальный социальный партнер в решении проблем воспитания подрастающего поколения.

Для организации полноценного партнерства социальных (в том числе, образовательных) институтов с религиозными организациями необходимы не только готовность к диалогу и открытость намерений партнеров относительно друг друга, но и прозрачность воспитательных целей, задач, содержания, форм и средств воспитательной деятельности религиозной организации. Подобная прозрачность, как показывают исследования, более присуща традиционным для нашей страны религиозным конфессиям (православию, исламу, иудаизму, буддизму, католицизму).

Основная сложившаяся сфера партнерства образовательных учреждений с религиозными организациями – религиозное образование (обучение и воспитание) детей. В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждый человек имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Возможны и другие сферы партнерства: участие представителей религиозных организаций в выработке образовательной политики муниципалитета, региона, обсуждении проблем воспитания детей и юношества; участие в конкретных социальных проектах воспитательной направленности; информационное, ресурсное и кадровое сотрудничество.

При выстраивании партнерства нужно учитывать ряд противоречий между светским и религиозным пониманием воспитания, в частности:

- противоречие между антропоцентризмом образовательных и воспитательных систем в светском государстве и теоцентризмом образования и воспитания в религиозных организациях;

- противоречие между комплиментарными представлениями о человеческой природе, на основе которых проектируются светские гуманистические модели и программы воспитания, и религиозным взглядом на природу человека как на поврежденную первородным грехом и требующую исцеления прежде развития.

Религиозные авторы разных вероисповеданий сходятся в том, что системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья.

В настоящее время, по их мнению, семья практически отчуждена от школьного образовательного процесса, что является одной из главных проблем научной (светской) педагогики. Принято считать, что только учитель и ученик являются субъектами образовательной деятельности школы. Но ребенок, пришедший в образовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных, социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностей семьи. Встречаясь с ребенком, школа встречается с семьей. Ученик не только юридически, но и духовно неотделим от семьи. Поэтому следует считать субъектом образовательного процесса не ребенка, а семью. Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является основным хранителем народной традиции и основным элементом ее передачи. Семья делегирует свои полномочия школе, которая не заменяет, а помогает семье создать условия для развития личности школьника и его духовного становления, вводит его в мир культуры, являющейся результатом духовного творчества народа, обеспечивает расширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональных возможностей.

Воспитательный потенциал

Наши рекомендации