Самостоятельная работа студентов
ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (СРСП)
СРСП №1.
Тема:Методика преподавания информатики в системе педагогических знаний
Цель: формирование представления о методике преподавания в системе педагогических знаний
Вопросы для обсуждения:
1. Информатика как наука и как учебный предмет в средней общеобразовательной школе.
2. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя информатики.
Форма проведения: Семинар.
Рекомендуемая литература: [1,2 осн.]
СРСП №2.
Тема: Система целей и задач обучения информатике в школе
Цель: формирование представления о системе целей и задач обучения информатике.
Вопросы для обсуждения:
1. Общие и конкретные цели обучения основам информатики в средней общеобразовательной школе.
2. Компьютерная грамотность как исходная цель введения курса ОИВТ в школу.
3. Информационная культура учащихся как перспективная цель обучения информатике в школе: проблемы становления понятия.
4. Постановка целей обучения информатике в 12-летней школе. Форма проведения: Семинар.
Рекомендуемая литература: [1, 2 осн.]
СРСП №3
Тема: Структура и содержание обучения основам информатики
Цель: формирование представлений о структуре и содержании образовательной области «Информатика»
Вопросы для обсуждения:
1. Общие принципы формирования содержания обучения информатике.
2. Структура и содержание первой отечественной программы учебного предмета ОИВТ.
3. Программа машинного варианта курса ОИВТ.
4. Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы.
5. Стандартизация обучения информатике в школе.
СРСП №4
Тема: Пропедевтика основ информатики в начальной школе
Цель: Формирование представления о пропедевтике информатики
Задания:
1. Почему курс информатики в начальной школе должен быть пропедевтическим?
2. Что, на ваш взгляд, должно быть содержанием обучения информатике в начальной школе?
3. Почему среди методистов нет единого подхода к содержанию курса информатики для начальной школы?
4. Приведите основное содержание компьютерной и не -компьютерной составляющих курса информатики для начальной школы. 5. Какие достоинства и недостатки имеет концентрическое построение курса информатики?
6. Составьте перечень целей пропедевтического курса информатики, для 2–4 классов.
Форма проведения: Семинар
Рекомендуемая литература: [1,2 осн.]
СРСП №5.
Тема: Базовый курс школьной информатики
Цель: Ознакомление с содержанием базового курса и методикой изучения основных понятий
Задания:
1. Почему базовый курс называют ядром школьного курса информатики и ИКТ?
2. Какие содержательные линии в базовом курсе информатики?
Форма проведения: Семинар.
Рекомендуемая литература: [1, 2 осн]
СРСП №6.
Тема: Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы
Цель: Формирование знаний о дифференцированном обучении информатике на старшей ступени школы.
Задания:
1. Каково назначение профильных курсов по информатике?
2. Что такое элективные курсы? Каково их назначение?
3. Проработайте рекомендуемую литературу и составьте перечень профильных курсов по информатике и ИКТ, при -ведя ссылки на литературные источники.
Форма проведения: Семинар.
Рекомендуемая литература: [1,2 осн.]
СРСП №7.
Тема: Программное обеспечение по курсу информатики
Цель: Обучение педагогов стратегии практического использования программного обеспечения.
Задания:
1. Проанализируйте Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных уч-реждений и выпишите номенклатуру аппаратных и про -граммных средств.
2. Для какой цели кабинет оснащают учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием?
Форма проведения: Семинар.
Литература:[1, 2 осн.]
СРСП №8.
Тема: Компьютерные телекоммуникации в системе общего среднего образования.
Цель: Выработка у педагогов устойчивой мотивации к использованию средств телекоммуникаций.
Задания:
1. Что понимается под компьютерными телекоммуникациями?
2.Какие проблемы приходится решать разработчикам информационных технологий обучения?
Форма проведения: Семинар.
Литература:[1, 2 осн.]
СРСП №9.
Тема:Информатика в высшей школе.
Цель: изучить нормативные документы по организации обучения общеобразовательному курсу информатики в вузе.
1. Вопросы для обсуждения:
Цели обучения, структура, основные направления использования средств информатизации в обучении на вузовском и послевузовском уровнях.
СРСП №10.
Тема:Оборудование школьного кабинета информатики
Цель: изучить нормативные документы по организации школьного кабинета информатики.
1. Вопросы для обсуждения:
1.Функциональное назначение и оборудование кабинета информатики.
2. Организация работы в кабинете информатики.
3. Локальная сеть школьных компьютеров, ее функции и дидактические возможности.
2. Запишите в тетрадь ответы на вопросы:
1. Материальные и санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики.
2. Режимы работы на компьютере.
3. Наиболее вредные факторы воздействия на здоровье учащихся.
Форма проведения: Семинар.
Рекомендуемая литература: [1,2 осн.]
СРСП №11.
Тема: Планирование учебного процесса по курсу информатики
Цель: сформировать навыки поисково-исследовательской и аналитической деятельности студентов, связанные с разработкой тематического и поурочного планирования.
Вопросы для обсуждения:
1. Изучить учебные программы, учебно-методическую литературу.
2. Проанализировать две-три частнопредметные (авторские) методики обучения базовому курсу информатики в рамках рассматриваемого раздела.
3. Обсуждение результатов тематического и поурочного планирования.
4. Подготовка конспекта урока по одной-двум темам, учитывая направленность урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала.
СРСП №12.
Тема: Средства обучения информатике
Цель: изучить возможности использования на уроке информатики традиционных и инновационных средств наглядности
Вопросы для обсуждения:
1. Плакат и его особенности. 2. Инструкции, виды инструкций.
3. Учебное кино и видео.
4. Текст на экране компьютера. Особенности восприятия, цветовые сочетания, композиция и т.д.
5. Гипертекст. 6. Мультимедиа.
7. Работа с тетрадями на печатной основе по информатике.
8. Опорные конспекты (листы).
Форма проведения: Семинар.
Рекомендуемая литература: [1, 2 осн.]
СРСП №13