Организации познавательной, практической деятельности и поведения
Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов и личных убеждений, которыми человек руководствуется в своем поведении.
Существуют разные подходы к воспитанию и формированию сознания личности.Авторитарная педагогика и психологические идеи бихевиоризма являются основойдля существования методов активного воздействия, изменения сознания и поведения человека. В этом случае задачей воспитательной системы общества является формирование «функционального» человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание в этом случае должно быть строго направленным на управление и программирование сознания и поведения человека, т. е. воспитание понимается как «модификация» поведения, выработка «правильных» поведенческих навыков.
Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью подкрепителей: одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе человека, то это носит антигуманный характер.
Крайним выражением авторитарного технократического подхода является теория и практика социального воспитания на основе психотропного воздействия на психику и сознание детей и взрослых для программирования их на социально одобряемое поведение. Такой подход к социальной работе и социальному воспитанию, перевоспитанию является антигуманным и недопустимым. Воспитание с помощью фармакологических препаратов или психотропных излучений противоречит всем нравственным и юридическим нормам.
Противоположная модель воспитания, в основе которой лежит направлениегуманистической психологии (яркие представители этого направления А.Маслоу, К.Роджерс, Франкл и др.) базируется на уважении к личности человека, будь это ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. В воспитании или в психотерапии необходимо возбудить собственные силы человека для решения его проблем, а не решать за него, не программировать и не дрессировать его на «нужное» поведение. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые не имеют пределов.
Гуманистическая терапия, центрированная на клиенте (Роджерс), (ее подход наиболее применим в процессе воспитания, в педагогических целях, в социальной работе) исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда терапевт (или педагог) дает возможность ему выразить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.
Необходимые условия гуманистической терапии:
• терапевт (или педагог, родитель, социальный работник) сохраняет безусловно положительное отношение к пациенту (ребенку, либо к человеку, нуждающемуся в психологической или социальной помощи), к его чувствам, даже если это противоречит установкам терапевта (нет осуждения);
• терапевт старается видеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает сам клиент (проявляя эмпатию);
• терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщения клиента или от подсказки решения его проблем. Он должен только выслушивать и выполнять роль зеркала, отражающего мысли и чувства клиента и формулировать их по-новому, в результате у клиента появляется реалистическое представление о самом себе, и человек приобретает способность разрешать свои проблемы.
Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто способен выражать свои мысли и эмоции и делиться трудностями. Метод способствует росту уверенности в себе и способности решать успешно свои проблемы. Он направлен на то, чтобы развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для восстановления соответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия или с людьми суицидального поведения. Они чаще подвластны стрессам и депрессиям, а также у них сильно занижена самооценка. Они, в особенности подростки, придают больше значение возникнувшим конфликтам, считая их никогда не решающими, кроме как их смертью. С такой категорией клиентов очень важна профилактическая работа, особенно с детьми и молодежью, включая в себя воспитание характера, жизненного оптимизма и чувства жизнестойкости.
Близкое по духу к гуманистической психологии, такое психологическое направление, какгештальттерапия(Перле), исходит из обусловленности психических расстройств тем, что личность человека не составляет единого целого, т. е. гештальта (неосознаваемые конфликты мешают человеку входить в контакт с некоторыми из своих собственных чувств и мыслей). Цель заключается в установлении связи между всеми аспектами своей личности: физическими ощущениями, собственными мыслями, персонажами сновидений, своих фантазий, а в результате достичь полного осознания собственного «Я», формирования целостной гармоничной личности, обладающей самостоятельностью. Гештальттерапия направлена на разрешение внутренних конфликтов человека и выработку способности сознательно противостоять жизненным трудностям, помогает человеку достичь полного самосознания. Можно эту терапию применять в социальной работе с сексуальными меньшинствами.
Эмотивно-рациональная терапия (Эллис) исходит из того, что расстройства поведения возникают из-за иррациональных «катастрофических» мыслей человека, которые появляются в сложных ситуациях. Цель: вместе с пациентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях. Выработка более объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых решений, к уменьшению тревоги и ошибок. Данный вид терапии эффективен для лечения взрослых больных с депрессией и тревогой, но требует от человека способности к размышлению.
Существуют и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии:терапия реальностью, которая направлена на то, чтобы развить у человека способность оценивать свои действия в зависимости от ценностей, которые он отстаивает и последствий для него, к которым могут привести его поступки, побудить человека взять на себя ответственность за собственные проблемы с помощью своего рода «договора». Этот вид терапии может быть применим в социальной работе с такой «группой риска», как люди, занимающие проституцией.
Воспитатель, психотерапевт, социальный работник в рамках гуманистической психологии и педагогики должен побудить человека к более полному объективному восприятию ситуации и принятию взвешенных решений, к нравственному выбору.Методами воспитания являются беседы, дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.
Чем выше уровень культурного, интеллектуального и личностного развития клиента социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов гуманистической психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, когда возможности клиента по осознанию своих проблем и поведения ограничены, будет оправданно применять более авторитарные методы психолого-педагогического воздействия и воспитания. Для оказания социальной и психолого-педагогической помощи людям, имеющим нарушения физического либо психического здоровья, требуются специализированные целенаправленные психокоррекционные воздействия. Психокоррекция познавательной, эмоциональной, личностной, поведенческой сфер личности осуществляется только квалифицированными специалистами.
Психолого-педагогическое воздействие реализуется преимущественно как речевое, с целью изменить или сформировать установки (определенный взгляд на вещи), произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.
Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире, а каждый человек имеет определенные представления о мире, часть из них — научное представление, часть — обыденное. Все эти знания образуют систему установок — совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях.
В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Что изменяется вначале: эмоциональное отношение или логические, когнитивные связи и знания? Возможны обе ситуации: изменение эмоционального отношения влечет за собой изменение когнитивного значения установок, и наоборот. Но все же исследования показали, что более надежным и быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального значения, отношения к той или иной проблеме (особенно если это происходит под гипнозом). Логический способ воздействия для изменений установки срабатывает не всегда и не для всех, поскольку человек склонен избегать сведений, которые могут доказать ему, что поведение его ошибочно: так, в опыте с курильщиками им было предложено прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем больше человек курит, тем менее достоверно он оценивает статью, тем меньше возможность логическим воздействием изменить его установку к курению.
Играет роль и количество поступившей информации. На основе многочисленных экспериментов была выявлена зависимость между вероятностью изменения установки и количеством информации об установке: небольшое количество информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации вероятность изменения повышается, правда, до определенного предела, после которого вероятность изменения резко падает, т. е. очень большой объем информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. При пропаганде конкретных идей следует соблюдать чувство меры. Сначала недостаток, затем обилие материалов о наркотиках и наркоманах вместо осознания их пагубности, вызвали отторжение этой информации, и наоборот, породили нездоровый интерес к наркотикам, а во многих случаях его немедленную реализацию.
Сегодня наркомания в молодежной среде стала актуальной проблемой нашего общества. Антинаркотическая профилактика должна начинаться со все более раннего возраста, но, как замечают психологи и педагоги, программа должна быть направлена не только и не столько на профилактику конкретных наркоманов, сколь на укрепление здоровья, посредством реализации одной из главных целей здорового образа жизни — утверждение разумных форм личного поведения. Запретить или уничтожить наркотики невозможно, но развить в каждом человеке систему личного противостояния им — реальная и практически вполне выполнимая задача.
Вероятность изменения установки зависит и от ее сбалансированности. Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются психологической совместимостью, поэтому с большим трудом поддаются воздействию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к разрыву. Человек, как правило, стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс — несоответствие между установками или между установками и реальным поведением человека.
В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека или группы действует по принципуассимиляционного контрастного действия: т. е. если у человека есть твердые сбалансированные мнения, установки, которые отличаются от мнения оратора, то после его речи эти убеждения еще более отличаются от позиции оратора (если последний не смог привести сверхубедительных доводов своей правоты), т. е. имеет место контрастный эффект. Если мнения человека близки к мнению оратора, то происходит ассимиляция, объединение мнений. Чем ближе установки аудитории к мнению оратора, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде следующих уровней:
1) внимания (внимание направляется на то, что интересует, соответствует взглядам человека); 2) восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека); 3) памяти (запоминается то, что совпадает с интересами и взглядами человека). В результате этого трехэтапного процесса отбора информации переубеждать людей очень трудно.
Целью речевого воздействия является: