Тема 4.1. Рецензия, отзыв, аннотация
Основными видами учебно-исследовательской работы студентов являются отзывы, рецензии, аннотации, доклады, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы[13].
Рецензия (от лат. «рассмотрение») – это разбор и оценка научного, художественного, педагогического и т. п. произведений, указывающие на достоинства и недостатки, содержащие оценку, мнение при детальном анализе. Отзыв, в отличие от рецензии, – это мнение, впечатление о произведении без детального анализа, но содержащее общую оценку.
Основу рецензии составляет критический анализ конкретного произведения. Анализ выступает средством, позволяющим дать правильную оценку, выстроить систему аргументов «за» и «против».
Типовой план рецензии (отзыва):
1) вступление: предмет анализа, актуальность темы, структура текста;
2) основная часть: краткое содержание, общая оценка, недостатки, недочеты;
3) заключение – выводы: итоговая оценка, пожелания (рекомендации) автору.
Составными частями рецензии являются: характеристика, оценка и рекомендации.
Характеристика представляет собой описание произведения, прежде всего, раскрытие его содержания и формы (используется во вступлении и основной части рецензии).
Оценка – это определение достоинств и недостатков произведения и общий вывод. Между характеристикой и оценкой нет резкой грани: характеристика содержит элемент оценки, оценка – элемент характеристики.
В рекомендациях формулируются советы, для чего и кем может быть использовано произведение; содержатся рекомендации автору.
Работа над рецензией состоит из 2-х этапов:
1. Подготовительный: тщательное изучение и предварительный анализ текста. Основное условие подготовительного этапа – вдумчивое чтение, умение приспосабливать способ чтения к цели, умение делать записи, выписки; составлять конспекты. Задача предварительного анализа состоит в том, чтобы оформить возникшие мысли и впечатления, составить мнение.
2. Основной этап – это написание рецензии: составление плана (круг вопросов, осветив которые можно убедительно и полно обрисовать рецензируемое произведение; последовательность изложения), продумывание содержания и построения рецензии. В процессе написания рецензии ее замысел уточняется и углубляется, вносятся поправки и изменения. Качество рецензии определяется ее содержанием.
Основные требования, предъявляемые к содержанию рецензии:
1) научная и правильная трактовка вопросов, обсуждаемых рецензентом;
2) принципиальность и объективность суждений;
3) взыскательность и объективность оценки;
4) обоснованность выводов и рекомендаций;
5) точность характеристик;
6) достоверность исходных данных.
Требования к форме рецензии – доходчивость и убедительность выражения мыслей, четкость структуры (последовательность изложения, целенаправленность построения, которая предполагает выявление главного).
Какие вопросы обсуждает рецензент?
1. Актуальность темы, соответствие материала поставленным целям и задачам.
2. Соответствие заявленному жанру.
3. Степень рассмотрения теоретического материала в соответствии с гипотезой исследования.
4. Теоретическая обоснованность с опорой на современные факты (концепции, стандарты и т. п.).
5. Уровень обоснованности выдвигаемых положений.
6. Доступность и грамотность изложения материала.
Рецензент должен определить, о чем написано рецензируемое произведение, какой основной вывод следует из его анализа. Не уяснив, чему посвящена работа, какой круг вопросов она освещает, то есть, не определив темы произведения, не6возможно разобраться в нем, дать ему оценку. Не уяснив идеи, невозможно решить вопрос о позиции автора, о соответствии замысла и исполнения, о воспитательной роли работы и т. п.
В рекомендациях важно охарактеризовать и оценить наиболее существенные темы и идеи произведения, его проблематику. Если читатель не знаком с произведением, то рецензия должна ввести его в круг «событий», кратко изложить содержание. Но описание не должно подменять собой анализа и характеристики. Рекомендации призваны помочь автору увидеть свои удачи и ошибки.
Итак, рецензирование – большая, разносторонняя работа, которая учит логике и стройности анализа, обоснованности суждений, доказательности выводов[14].
Аннотация – краткая информация о каком-либо издании; характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения названия, содержания, формы и других особенностей. Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе.
Виды аннотаций:
1) по содержанию и целевому назначению
- справочные(дают характеристику текста без критической оценки);
-рекомендательные(дают характеристику и оценку текста относительно его пригодности для определенной аудитории потребителей);
2) по полноте охвата содержания
- общие (дают характеристику текста в целом с расчетом на широкую аудиторию);
- специализированные (дают характеристику текста в определенных аспектах с расчетом на узкий круг специалистов);
- групповые (дают характеристику нескольких текстов, близких по тематике).
Структура аннотации включает:
1) библиографическое описание в соответствии с ГОСТ: Ф.И.О. автора, название труда, издательство, год издания, сведения о переиздании, количество страниц;
2) собственно текст аннотации: сведения о типе и назначении текста; о задачах, поставленных автором; методах; описание структуры аннотируемого труда, предмета и темы, основных положений текста.
Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации:
1. Композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции исходного текста.
2. Отбор сведений, формулирование и их расположение зависят от характера аннотации.
3. Язык отличается лаконичностью, простотой, ясностью.
4. Средний объем – 500 печатных знаков (около 8-ми строк), реже – 800 –1000 (примерно 13-16 строк).[15]