ПОКАЗАТЕЛИ, указывающие на повышенную агрессию
имеющиеся трудности в коммуникативной сфере:
Нажим на карандаш
Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраст).
Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.
Колебания нажима особо сильны – эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние.
Тип животного
Человекообразное – высокая неудовлетворенная потребность в общении; типично для подросткового возраста.
С конечностями, направленными вовне – экстравертность.
Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу – интровертность.
Детали
Избыток органов чувств – тревожность.
Уши, подчеркнутые нажимом или особо большие - тревожность; иногда подозрительность, настороженность.
Зубы- вербальная агрессия.
Голова
• отсутствует – импульсивность; иногда психическое заболевание;
Чешуя, панцирь – потребность в защите, боязнь агрессии.
Иглы, шипы и т.п. – защитная агрессия.
Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты – агрессивность.
Оружие, режущее, колющее или рубящее орудие – агрессивность.
Описание образа жизни
Место жизни
• изолированное (пещера, скалы, другая планета, космос) – недостаток общения, чувство одиночества;
• упоминание о трудной достижимости (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) – боязнь агрессии, потребность в защите;
· эмоционально неприятное (болото, грязь) – невротическое состояние; низкая социализированность; иногда психическое заболевание.
Питание
· явно несъедобные вещи (камни, стекло, металл) – низкая социализированность, нарушения общения;
· особо крупные объекты (горы, деревья, дома) или утверждение о том, что животное ест все, – импульсивность; низкая социализированность;
· люди – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность;
· подробное описание поедания жертв – агрессивность;
· кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) – невротическая агрессия.
Любимое или наиболее обычное занятие
· ломает деревья, топчет дома – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность; иногда психическое заболевание.
Друзья
· отсутствуют – чувство одиночества;
· все окружающие, без конкретизации – высокая неудовлетворенная потребность в общении;
· злые, агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность.
Враги
· большое число или полное отсутствие – боязнь агрессии;
· все окружающие – негативизм; асоциальность или антисоциальность.
Описание способов защиты от опасности; указание на гигантский ее размер –тревожность, боязнь агрессии.
Желания
• иметь друзей – недостаток общения;
• не иметь врагов – боязнь агрессии; иногда настороженность подозрительность;
• чтобы его не боялись – боязнь агрессии;
• стать обычным животным, стать человеком – эмоциональный дискомфорт, связанный с ощущением своего отличия от окружающих;
• стать больше по размеру – ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите.
ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнении с обычным
Лишено признаков агрессивности – стремление скрыть свои агрессивные тенденции, иногда полное отсутствие агрессивности.
Из признаков агрессивности присутствуют только зубы – склонность к вербальной агрессии: грубости, крику, угрозам.
Особо выраженная агрессивная символика: острые рога, оружие – высокая агрессивность;
• то же, в сочетании с признаками высокой тревожности: штриховкой рисунка, многочисленными исправлениями, штриховой линией – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта.
Иглы, шипы и другие оборонительные средства – боязнь нападения и склонность к защитной агрессии.
Большие глаза с зачерненной радужкой – боязнь агрессии.
Распад формы, появление невротических признаков: изображение внутренних органов, кровеносных сосудов – низкая устойчивость к стрессу, невротическая реакция на стресс; иногда психическое заболевание.
Асоциальная символика: сигарета, рюмка, животное в виде черта или бабы - яги – негативистические, иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию, угрозу агрессии, стрессовую ситуацию.
Четкая уверенная линия – высокая сопротивляемость стрессу, способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях.
Шкала агрессивности
(Источник: Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)
Данная шкала измеряет степень агрессивности и предполагает получение информации о частоте прямых форм физической (толчки, пинки, удары) и вербальной (подтрунивание, оскорбление, угрозы, подстрекательство) агрессии, а также гнева (легкость возникновения и продолжительность вспышек гнева в течение дня).
Чтобы избежать временных искажений, респондентов просят давать ответы, рассматривая свое поведение в течение последних 7 дней. Ребята ранжируют свои ответы по шкале от «0 раз» до «6 и более раз». Полученные результаты суммируются, общий индекс агрессивности располагается в пределах от 0 до 66.
Инструкция школьникам:«Ответьте, пожалуйста, как часто вы совершали перечисленные ниже действия в отношении одноклассников или других учащихся вашей школы. Свои ответы обведите кружочком».
№ | В течение последних 7 дней | |||||||
0 раз | 1 раз | 2 раза | 3 раза | 4 раза | 5 раз | 6 и > раз | ||
Я дразнил других учеников, чтобы рассердить их | ||||||||
Я бывал сердитым большую часть дня | ||||||||
Я давал сдачи ученикам, которые пытались ударить меня первыми | ||||||||
Я говорил о других учениках такое. Что мои слова вызывали смех у окружающих | ||||||||
Я подбивал других учеников к драке | ||||||||
Я сильно толкал других учеников | ||||||||
Я легко сердился на кого-то из одноклассников | ||||||||
Я затевал драку, потому что был сердит | ||||||||
Я бил кулаком или пинал ногой кого-то | ||||||||
Я обзывал других учеников | ||||||||
Я угрожал кому-то |