Современный педагогический опыт по улучшению детско-родительских отношений.
В 2006 г. по инициативе Президента В. В. Путина законодательной и исполнительной властью приняты очень важные постановления, касающиеся жизнеобеспечения детства. Они создают предпосылки для совершенствования семейного и дошкольного воспитания как фундаментального социокультурного процесса кардинальных решений, изменяющих ситуацию в стране в целом, пока не приято. Исходным моментом этого процесса мы считаем разработку антикризисных программ духовно – нравственного воспитания детей и молодежи на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Они должны основываться на следующих положениях:
- углубленной диагностике современной ситуации детства, выявлении ее болевых точек и реальных жизненных, духовно-нравственных проблем детей и молодежи, их анализе и определении поля инновационной воспитательной деятельности в условиях гуманитарного кризиса.
- разработке инновационного содержания, антикризисных стратегий и технологий воспитания.
- использование человеческих измерений в проектировке и оценке результатов инноваций антикризисного воспитания.
Изучение современной воспитательной ситуации указывает на неблагополучие в мире детства. Сегодня от мамы ребенка можно услышать, например, такой вопрос: почему детский сад не работает в круглосуточном режиме все дни недели? Безответственность нового поколения родителей подтверждается и психологической диагностикой, по данным которой (тест В. В. Столина – А. Я. Варги) 63,7% одиноких матерей своим поведением отвергают собственного ребенка. Эти данные совпадают с анализом ответов на простой вопрос: Чем занимается ваш ребенок в выходные дни? Только треть современных матерей тесно общаются со своим ребенком, остальные предпочитают «сплавить» его бабушке или просто представляют самому себе, откупаясь игрушками и компьютерными играми. В результате многие дети, поступающие в детский сад, отстают в своем социальном и культурном развитии от возрастных норм.
ВЫВОД. Дети естественно проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы; испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей; реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц; обладают устойчивым чувством «я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей; способны к сопереживанию; не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям; контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных. Все эти приобретения личности ребенка – результат положительного влияния семьи на личностное развитие ребенка, итог разумного воспитания и любви к детям.
Детский возраст характеризуется недостаточным развитием когнитивного компонента самооценки, превалированием в образе себя эмоциональной составляющей. Самопонимание ребенка основывается на отношении к нему ближайших окружающих, а которых он ориентируется, с которыми идентифицирует себя. По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослого, начинается процесс опосредования их собственного знанием о себе. При этом важна благожелательная поддержка детской активности со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию искаженного образа Я.
Взрослый сохраняет свое центральное место в мире дошкольника, который стремится подражать ему и одновременно испытывает потребность в уважительном и серьезном отношении к себе. Родитель выступает как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники; как целостная личность, обладающая знаниями, умениями, нравственными нормами.