Ипы семей и стили семейного воспитания.
Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят
радостное чувство удовлетворения.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.
Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.
А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая «кумира в семье», ситуация, создающая «золушек» в семье).
В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.
Целью работы является изучение теоретических аспектов проблемы семейного воспитания.
1.Семья и ее социальные функции, типы семей.
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.[2]
Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.
С философской точки зрения, семья - это вид социальной общности, важнейшая форма организации личностного быта, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизведении самого человека, в продлении человеческого рода.[6]
С точки зрения педагогики, семья - это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.[5]
Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.
Слово “брак” происходит от русского слова “брать”. Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными.[1]
Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.
Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На сменупатриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от латинского «ядро») в ее состав входят супруги и их дети.[2]
Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.
По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм.
Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли «примаком». Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась «невесткой».
Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников. Такой тип семьи называют неолокальным.
Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.
Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйсвенно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.[1]
Основными функциями по отношению к обществу являются:
1. Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках одного государства.
2. Воспитательная функция - передача знаний, умений, норм, навыков, ценностей.
3. Производственно-хозяйственная. Приготовление пищи, уборка, стирка и т.д.
4. Организация досуга, т. к. значительная часть времени используется для общения с семьей.
Функции семьи по отношению к человеку (по Сластенину):
1. Супружеская функция;
2. Родительская функция;
3. Организация быта;
Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:
1. Воспитательная - социализация молодого поколения;
2. Хозяйственно-бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
3. Экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
4. Социальный контроль - ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в обществе;
5. Духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;
6. Социально - статусная - семья занимает определенное социальное положение в обществе;
7. Досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
8. Эмоциональная - осуществление психологической защиты каждого члена семьи.
2. Стили и типы семейного воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.[3]
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.
Опека в семье - система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие - гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.[7]
Существует 3 стиля семейного воспитания - авторитарный, демократический и попустительский.
При авторитарном стиле желание родителя - закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.[4]
Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.[4]
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.[8]
Таким образом, в процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
Вывод.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.
К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную функции. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Также семья является ответственной за физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка.
Учитывая все выше описанные функции, стили, тактики, структуры и психологические механизмы воздействия не нужно забывать, что воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.
Цель семейного воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.
Литература:
1.Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М. : изд. «Политической литературы», 1987г.
2. Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М. : изд. Центр «Академия», 1999г.
3. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», М. : изд. «Педагогика», 1987г.
4. «Педагогика». Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. – Кн. 2. Процесс воспитания.
5. Рапацевич Е.С «Педагогика» : Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С, М., 2005г.
6. «Философский словарь» / под ред. И.Т Фролова - 6е изд., М., 1991г.
7. Филонов Г. Н. «Воспитание и демократия» // журнал «Педагогика»- № 6, 2006.
8. Шубина А. С. «Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей» // журнал «Семейная психология и семейная терапия»-№ 4, 2006г.