Глава 3. современные формы взаимодействия воспитателя доу и семьи детей третьего года жизни
Структурно – функциональная модель взаимодействия
Воспитателя ДОУ и семьи
Кандидат педагогических наук – Доронова Т.Н. описала структурно – функциональную модель, состоящую из трех блоков: информационно – аналитического, практического и контрольно – оценочного [4, с. 27].
Информационно – аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Работа с родителями в рамках информационно – аналитического блока строится по двум взаимосвязным направлениям.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы - памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.
Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение. Известно, что традиционное общество родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные» и т.п.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно – ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).
Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.
Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.
К сожалению, результаты большой экспериментальной работы убедительно показали, что формы, и методы сами по себе не являются столь значимыми.
За последние годы учеными, такими как О.Л. Зверева, Куликова Т.А и другими разработано много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей был введен третий блок – контрольно – оценочный.
Контрольно – оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс – диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Специальное изучение показало, что работа с моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.
Таким образом, данная модель является для педагогов дошкольных образовательных учреждений отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом.