Выявление сенсорного левшества
Задание № 25
Попросить ребёнка послушать, как тикают ручные часы. (Прикладывает преобладающее ухо.)
Задание № 26
Попросить ребёнка через дырочку в листе бумаги (или свёрнутую из бумаги трубочку) посмотреть на какой-то предмет.
Если ребёнок всё делает левой рукой, слушал левым . ухом, смотрел левым глазом, а пишет правой рукой - перед нами скрытый левша, у которого будут проблемы с письменной речью.
Схемакомплексного обследования латеральности ребёнка
Дата обследования_______________________________________________
Ф.И.О. ребёнка__________________________________________________
Возраст________________________________________________________
Леворукость у родственников — нет, есть (кто именно?) _____________
_______________________________________________________________
Результаты обследования
Тип выполнения и оценка в баллах | ||||||
№ п/п | Тесты | Правой рукой | Любой рукой | Левой рукой | ||
+ 1 | + 2 | 0 | -1 | -2 | ||
Какой рукой рисует? | ||||||
Какой рукой бросает? | ||||||
Какой рукой режет? | ||||||
Какой рукой бьёт молотком? | ||||||
Какой рукой держит ложку во время еды? | ||||||
Какой рукой чистит зубы? | ||||||
Какой рукой складывает башню из кубиков? | ||||||
Какой рукой нанизывает бисер? | ||||||
Какой рукой раздаёт карты при игре в лото и других играх? | ||||||
Какой рукой открывает коробку? | ||||||
Какой рукой указывает на предметы? | ||||||
Какая рука при аплодисментах сверху? | ||||||
Сумма баллов |
Результаты сенсорно-моторных проб
Ведущий глаз: правый, левый, оба.
Ведущее ухо: правое, левое, оба.
Переплетение пальцев рук: правый, левый, амбидекстральный тип.
Перекрест рук на груди: правый, левый, амбидекстральный тип.
Заключение
Леворукий, амбидекстральный ________ баллов, с __________ ведущим глазом, с ______________ ведущим ухом, ________________ типом переплетения пальцев рук,
______________________типом перекреста рук на груди, наличием (отсутствием) в семье леворуких.
Переучивание допускается, не обнаруживается.
Сбор анамнеза(проводится в случае выявления тяжёлой речевой патологии или задержки психического развития)
Цель: выяснить причины речевой или психической задержки.
В процессе уточняем:
1. Возраст родителей.
2. Как протекала беременность.
3. Как протекали роды.
4. Перенесённые ребёнком заболевания до 1,5 лет, в том числе травмы, операции.
5. Наличие хронических заболеваний в семье.
6. Были ли случаи речевых нарушений в семье.
7. Были ли случаи психических заболеваний в роду. Кроме того, в медицинских картах необходимо ознакомиться с заключениями узких специалистов: лора, окулиста и психоневролога - уточнить состояние слуха, зрения и психического статуса ребёнка, перенесённые заболевания.
По результатам обследования можно выделить детей:
1) с поздним и аномальным развитием речи;
2) переученные левши;
3) с нарушением произношения группы звуков.
Дети с нарушениями речи и переученные левши (как потенциальные дисграфики) зачисляются на логопункт. С детьми, имеющими нарушения произношения, проводится профилактическая работа по предупреждению дисграфии.
Необходимо учитывать, что эти дети должны сидеть на занятиях (в классе, в кабинете) слева от доски и учителя, то есть в 3-м крайнем ряду у стены. Иначе они будут слышать и видеть улицу, а не учителя.
У правополушарных детей нарушены сукцессивные процессы, поэтому у них обязательно будут проблемы с письмом.
У переученных левшей эти проблемы будут особенно тяжёлыми. Поэтому левши обязательно должны получать логопедическую помощь.
В связи с тем, что эти дети отличаются особенностями восприятия и переработки информации, работа с ними отличается от работы с другими дисграфиками. Их следует выделять в отдельные группы.
Поэтому так важно выявить детей со скрытым левшеством и обеспечить им логопедическую помощь.
Логопед должен проследить за этим, дать учителю необходимые рекомендации по работе с такими детьми.
Ускоренная постановка звуков